Транспортный потоп: удалось ли разгрузить МКАД за счет запрета въезда грузовиков?

Переходный период

Проехав по самой окружной дороге, трудно ответить на этот вопрос. Фуры по-преж­нему встречаются. Впрочем, они и не должны исчезнуть полностью. Но, чтобы знать наверняка, стало ли их меньше, можно обратиться в ГИБДД. По её данным, уже 1 марта на МКАД зафиксировано на 50% меньше тяжёлых грузовиков, чем до этого.    
   

Понятно, что перекрыть окружную дорогу вокруг столицы для большегрузов - дело непростое. Требуется перестроить весь транспортно-логистический поток внутри страны. А потому первый этап столь грандиозного мероприятия должен быть неким переходным периодом.

При всей правомочности действующего запрета предусмотрены специальные разрешения (пропуска). В идеале они будут выдаваться (как Москвой, так и Московской областью) только тем грузовикам, которые «производят погрузочно-разгрузочные работы» на территории столицы и области. Но пока могут быть и исключения.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, выдано порядка 10-11 тысяч пропусков - на большегрузные машины, занятые в строительстве, торговле и других сферах жизнедеятельности Москвы. «Задача - закрыть транзитный трафик, который на сегодня составляет от 80 до 90% всего большегрузного транспорта», - считает он.
 

10 тысяч пропусков - много или мало? Наверное, не очень много. Вот и заместитель председателя правительства Подмосковья Анатолий Насонов накануне 1 марта посетовал на недостаточную активность транспортных компаний в получении пропусков для грузовиков, занятых в системе жизнеобеспечения области.

Другая особенность переходного периода в том, что наказания на нарушителей запрета обрушатся не вдруг - кирпичом по голове (или огромным штрафом по карману - что в принципе одно и то же). В первые дни жёстких санкций вообще нет. Но видеофиксация уже ведётся. Затем нарушители будут штрафоваться предусмотренными в КоАП 300 рублями за отказ от соблюдения предписаний дорожных знаков. А далее штрафы планируется повышать.

   
   

«Мы каждый месяц будем ужесточать наказание таким образом, чтобы довести эту меру до логического завершения, - пообещал Сергей Собянин. - Может быть, будем каждый месяц повышать штраф - с тем, чтобы через 4-5 месяцев он вырос до 5 тысяч рублей».

Куда деваться?

Понятно, что весь этот большегрузный поток-потоп (140 и более тысяч фур!) нужно куда-то «слить». Кардинально решить проблему может Цент­ральная кольцевая автодорога (ЦКАД). Её строительство уже не эфемерно - между Московской областью и подрядчиком подписан договор. Правительство Подмосковья называет это мегапроектом. Но мегапроекты имеют и мегасроки: открытие первого участка ожидается только через 3 года - в 2016-м, а введение в эксплуатацию всей дороги - в 2022 году.

                                                               
Справка
Запрет въезда на МКАД для большегрузных автомобилей массой более 12 тонн действует:
  • с 1 марта по 30 апреля - с 6.00 до 22.00 час.;
  • с 1 мая по 31 октября (дачный сезон) - с 6.00 до 24.00 час;
  • с 1 ноября - с 6.00 до 22.00 час.;
  • в выходные и праздничные дни - с 6.00 до 24.00 час.

Между тем большегрузы с МКАД «убирают» уже сейчас. Куда? На вылетные магистрали, которые и без того часто стоят, имея всего по одной-две полосы движения в каждом направлении?!

Во-первых, у транспортно-логистических компаний было время изменить маршруты или перестроить графики движения своих автомобилей так, чтобы они согласовывались со вступившим в действие графиком движения по МКАД. Это уже должно уменьшить количество грузовиков, которые вынуждены будут ожидать своего часа на подъездах к столице.

Во-вторых, в ближайшем Подмосковье строятся специальные стоянки для большегрузов. Изначально были запланированы стоянки двух типов: бесплатные, представляющие собой просто асфальтированные, с примитивными «удобст­вами» площадки, и платные - с большим набором услуг (в основном у автозаправочных комплексов). Всего более 400 стоянок на 12 тысяч парковочных мест. Пока, по оценке подмосковного Министерства транспорта, они готовы наполовину.

Вообще-то область планирует увеличить количество стоянок - если удастся привлечь инвестиции, поскольку в бюджете такой статьи расходов нет. Со своей стороны, власти столицы выразили готовность помочь в этом соседнему региону.

По последним оценкам, стоимость пребывания фуры на стоянке должна составлять от 200 до 500 рублей.

Ещё один запрет

А пока инфраструктура в полной мере не создана, у областных властей возникли логичные опасения, что запрет на движение по МКАД повлечёт за собой скопление фур на подмосковных дорогах.

                                                               
Цифры
По данным Правительства Москвы, сейчас в регионе работает около 400 тысяч грузовиков, из них в центр города ежедневно заезжает около 150 тысяч. Запрет выезда большегрузных автомобилей на МКАД разгрузит эту дорогу на 140 и более тысяч фур. И сократит количество грузового транспорта в центре города до 30-50 тысяч единиц в сутки.

В связи с этим они «издали» свой запрет - на остановки на обочинах при подъезде к Москве.

Установлено 1700 дорожных знаков, предупреждающих о том, что остановка и стоянка запрещены. Причём этот запрет распространяется не только на вылетные по отношению к столице магистрали, но и на дороги областного значения. Ведь автомобили могут свернуть на них или во дворы.

Непослушание будет наказываться штрафом за парковку в неположенном месте. Летом этого года планируется принятие поправок в Кодекс об административных правонарушениях, которые увеличат его сумму с 300 до 1,5 тысячи рублей.

С возможными стихийными скоплениями грузовиков близ столицы будут бороться подразделения ГИБДД - для этого у них есть более 100 видео­камер. Круглосуточный мониторинг дорожного движения на подъездах к московскому транспортному узлу даст возможность оперативно выявлять и ликвидировать заторы.

Автобусы вместо большегрузов?

По оценке столичного градоначальника, запрет въезда на МКАД большегрузным автомобилям облегчит передвижение для 4 млн автомобилистов. Кроме того, по его словам, в Департаменте транспорта Москвы уже лежит около 150 заявок на маршруты автобусов, «которые так или иначе выходят на МКАД». Предполагается, что эти маршруты могут обеспечивать провоз пассажиров численностью более 1 млн человек. Однако до сих пор выдавать разрешения департамент не мог из-за перегруженности окружной дороги.

Теперь же такая возможность должна появиться. И тогда не нужно будет добираться, к примеру, из Измайлова в Медведково через центр на метро - можно доехать автобусом через МКАД. Людям это  быстрее и удобнее, а город получит возможность ослабить нагрузку на метрополитен.

Кроме того, власти ожидают улучшения экологической ситуации в городе: по расчётам Департамента природопользования и охраны окружающей среды, выбросы на автодорогах уменьшатся на 10%. Ведь выхлопные газы у фур значительно грязнее (даже на цвет и запах) и значительно объёмнее, чем у легковых автомобилей.

Смотрите также: