Такая полезная вещь, как камеры фотовидеофиксации, хоть и раздражает большинство автовладельцев, но со своей функцией обычно справляется. Об этом можно судить по зарубежному опыту, особенно в крупных городах. Там фиксацией нарушений ПДД в основном занимается техника, а не люди. А вот в России ситуация выглядит по-другому. И дело не в том, что некоторые наши сограждане просто игнорируют их деятельность, а в том, что часть камер просто не работает. В создание систем и их установку вложено много сил и средств, но есть достаточно факторов, которые выводят из строя эти всевидящие очи и делают их слепыми и бесполезными.
Количество исключительно российских разработок систем фотовидеофиксации в нашей стране доходит до десятка. К ним же можно прибавить аналогичные западные образцы, которые, впрочем, не являются при этом эталонными. Схема работы камер у всех примерно одинакова и должна выдавать схожие результаты. Оборудование включает в себя радар, измеряющий скорость перемещения или фиксирующий местоположение транспортного средства, и видеокамеру, которая даёт изображение объекта. Самое сложное в этой системе — программное обеспечение, которое распознаёт входящую информацию и сопоставляет данные. До того как появиться на улицах и трассах, любое оборудование проходит сертификацию, а уже установленное — периодические проверки. Несмотря на внешнюю простоту камер, их работа постоянно нарушается, а само использование оборудования сопряжено со множеством факторов.
Грязь во время дождя и снега
Самым действенным врагом в борьбе с камерами является грязь, которая поднимается от дороги. То, что летит на стёкла автомобилей, достигает и объективов, оседая на них плотным слоем. Через какое-то время его толщина становится таким, что на фотографиях и в видеозаписи становится невозможным различить регистрационные знаки. А их однозначная читаемость является главным требованием при формировании постановления по делу об административном правонарушении. Особенно эта проблема стала актуальна в последнее время, когда новые компоненты асфальта и реагентов образуют трудносмываемую плёнку. Для борьбы с грязью на некоторых камерах предусмотрен специальный обдув объектива. Но чаще всего он не используется из-за повышенного энергопотребления.
Тополиный пух, пыльца и насекомые
На многих камерах установлена решётка, защищающая объективы от песка и мелких камешков. Но весной и летом, во время активного цветения различных растений, эти решётки начинают забиваться пухом и пыльцой. Позже к ним присоединяются насекомые, которых выносит на камеры потоками воздуха от транспорта. Достаточно одного незначительного пятна на решётке для того, чтобы хотя бы один элемент номера не читался, и камера становится бессмысленной.
Взломы и вирусы
Пожалуй, самым громким выходом из строя более сотни камер стал взлом программы на комплексах «Стрелка-СТ» Московской области. В официальном заявлении Центра безопасности дорожного движения региона говорится, что «по информации организации, обслуживающей указанные комплексы, причиной данного сбоя является умышленный взлом операционной системы программно-аппаратных частей комплексов неизвестными лицами». Пикантность ситуации в том, что системы фотовидеофиксации не имеют прямого выхода в интернет, и со стороны в неё невозможно проникнуть. Данные с камер передаются по прямому каналу в соответствующее подразделение ГИБДД. То есть внедрение вируса было возможным только при возможности доступа к оборудованию. Это не первый случай хакерской атаки, год назад вирус также останавливал работу систем. С появлением на рынке конкуренции при поставке того или иного оборудования или оказании услуг по его обслуживанию такой способ борьбы за контракты может стать более популярным. Судя по всему, теперь разработчикам, помимо алгоритмов распознавания данных, придётся внедрять ещё и антивирусы.
Человеческий фактор
Все вышеперечисленные трудности решаемы, и нормальная работа оборудования зависит от людей, которые должны её обеспечивать и не всегда это делают. Причём источником проблем могут быть как поставщики, так и заказчики. Так, в Москве Центр организации дорожного движения не стал продлевать контракт с обслуживающей организацией, и камеры остались без присмотра. Поскольку эти работы нужны государству, то они проходят всю положенную схему открытых торгов, которая занимает определённое время. В итоге, на радость автовладельцев, число фиксируемых нарушений упало в два раза. Но более распространённая ситуация — когда поставщик просто берёт на себя исполнение заказа и ничего не делает. С одной такой организацией Московская область уже судится.
Бюрократические препоны
Камеры фотовидеофиксации стоят недёшево, но затраты на само оборудование отбиваются достаточно быстро поступающими штрафами. А вот то, что сопровождает установку камер, может отбить охоту создания подобных комплексов у любой компании. Дело в том, что для каждой системы нужна физическая опора, установка которой согласовывается с дорожными службами. Как правило, они отвечают только за дорогу, и кусок земли для конструкции нужно оформлять в департаменте имущества. Отдельная волокита с обеспечением электроэнергией системы, которая требует очередной порции согласований. В итоге несогласованность действий различных структур и «решение вопросов» в типично российской манере затягивает установку оборудования и повышает его стоимость.
Казалось бы, установка камер — борьба за повышение безопасности на дорогах, но участники процесса рассматривают эту меру или как способ заработать, или как лишнюю проблему. Применение систем фотовидеофиксации выявляет уже около половины правонарушений дорожного движения и приносит в различные бюджеты миллиарды рублей от выплаченных штрафов. Но эффективность их использования зависит от множества людей, интересы которых часто сдвигают в сторону личных, а не общественных.
Смотрите также:
- 12 функций видеорегистраторов, которые казались фантастикой 10 лет назад →
- Планшеты в облаках: обзор полезных и популярных «облачных» сервисов →
- Куда исчезнет интернет. «Умный» мир и его будущее →