Референдум по платным парковкам как игра в демократию

Ирина Зверкова / АиФ

В Москве, возможно, состоится первый в истории города референдум о платных парковках. Постановление «Об инициативе по проведению референдума города Москвы» 18 декабря приняли депутаты Мосгордумы. Инициатива исходила от представителей партии «Справедливая Россия», а Мосгоризбирком уже зарегистрировал инициативную группу и вопросыреферендума.    
   

О том какие политические силы и отдельные личности инициировали проведение референдума, вопрос не автомобильный. Но сам факт того, что они пользуются сложной ситуацией, затронувшей тысячи москвичей, используя её для решения собственных задач — очевидно. Из чего можно сделать такие выводы? Из нескольких предпосылок.

Проблема платных парковок возникла больше года назад. Она сразу затронула интересы множества людей, которые пытались эту проблему. Но эта борьба шла между несколькими активистами и Департаментом транспорта. Расширение зоны платных парковок до пределов Бульварного кольца лишь увеличило количество недовольных, к которым стали присоединяться муниципальные депутаты. И вот накануне расширения зоны платной парковки до пределов Садового кольца и повышения тарифов появились толпы страждущих справедливости от различных объединений. Бурная деятельность некоторых из них собственно и вылилась в инициативу проведения референдума. Но то ли эти силы слишком торопились, то ли они не очень понимают чьи интересы представляют, то ли наоборот — слишком хорошо понимают, но референдум становится бессмысленным, ещё не получив статус официального мероприятия.

Главный и единственный недостаток — вопросы, внесённые в заявку на референдум:

1) Поддерживаете ли вы решение департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о расширении зоны платной парковки до пределов Садового кольца?

2) Считаете ли вы необходимым предоставить жителям-резидентам зоны платной парковки право бесплатной парковки по месту жительства?

3) Считаете ли вы необходимым введение платных парковок за пределами Садового кольца?

   
   

4) Поддерживаете ли вы передачу органам местного самоуправления полномочий по администрированию зоны платной паковки, в том числе, установление льгот для жителей, сокращение и увеличение платных парковочных мест, а также поступление платежей в местные бюджеты?

На сайте Мосгордумы есть публикация, посвящённая принятому решению. Представляя проект, депутат Татьяна Портнова заявила, что вынесенные на референдум вопросы не противоречат федеральному и столичному законодательству. На предварительном обсуждении депутаты высказали ряд замечаний в отношении формулировок предлагаемых вопросов, но изменить они уже ничего не могут. Как и никто другой.

Впрочем, похоже, депутаты не очень хорошо знакомы с законодательством о референдуме, поскольку не нашли противоречий. А между тем пункт 4 статьи 5 Закона Москвы «О референдумах в городе Москве» гласит:

«Вопросы референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, то есть на них можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения».

Каждый из вопросов имеет несколько трактовок. Начиная с того, какое решение поддерживают или не поддерживают москвичи, заканчивая тем, что такое «администрирование» парковочных мест. Особый пробел есть с вопросом о жителях-резидентах, поскольку нет ни одного законодательного акта, определяющего и регулирующего их статус.

Даже если референдум будет проведён, действующие власти от него не проиграют. Ведь ни один вопрос не отменяет режима платных парковок вообще, речь идёт лишь о зональности, льготах и их управлении. И потом, кто будет голосовать: чисто математически большинство будущих участников референдума проживает за пределами Садового кольца и их мало волнует ситуация внутри него. Да и отношение к тем, кто живёт в центре, у жителей периферии не самое лучшее. Самые активные голоса, по статистике, принадлежат к тем слоям населения, для которых автомобиль — не частое явление, а если он и есть, то используется не для ежедневных поездок в центр с долгими остановками.

Ну и о дальнейшей судьбе референдума. Постановление Мосгордумы — это первый этап процедуры, которое лишь признаёт, что предложенные вопросы могут быть вынесены на голосование. Далее оно направляется в Мосгоризбирком, который в течение 15 дней принимает решение о регистрации инициативной группы. После этого у инициаторов есть 30 дней на сбор подписей. По закону, необходимо представить 2% от общего числа горожан — это около 130-140 тысяч подписей избирателей, поддерживающих проведение референдума. И только после положительной проверки подписей в Избиркоме, Дума выносит решение о проведении референдума.

Вопрос о регистрации инициативной группы будет рассмотрен уже на ближайшем заседании Мосгоризбиркома в четверг, 19 декабря. То есть сбор подписей придётся на самый разгар новогодних каникул, когда людям совсем не до платных парковок. И это ещё один повод сомневаться в реальности  референдума. Сам же плебисцит, скорее всего, будет назначен на 14 сентября 2014 года — день выборов в Мосгордуму. Такая дальняя дата предложена депутатами с точки зрения экономии бюджетных средств, на проведение отдельного голосования.

Но положительный момент в этом решении тоже есть. У людей появился шанс воздействовать на власть законными способами. Хорошо бы, он не был единственным и последним.

Смотрите также: