Правый поворот на «красный». Начало эксперимента

Правый поворот на «красный» – это признанная международная практика, когда водитель может повернуть направо на запрещающий сигнал светофора при условии, что он пропускает автомобили из основного потока (тех, кто едет на свой «зелёный») и пешеходов. Решение о введении такого принципа движения в качестве эксперимента приняли в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

   
   

В рамках эксперимента на некоторых перекрёстках Москвы и Белгорода вместо дополнительной правоповоротной секции рядом с красным сигналом светофора будет установлен соответствующий знак (табличка) в виде стрелки. Проект должен показать эффективность такого способа движения и доказать свою безопасность для пешеходов. Если эксперимент будет признан удачным, то есть пропускная способность перекрёстков увеличится, а ДТП не станет больше, то пункт о разрешении правого поворота на «красный» может быть внесён в Правила дорожного движения.

Инициатором этого нововведения является Московский центр по борьбе с пробками Probok.net и его руководитель Александр Шумский. По его словам, в эксперименте будут задействованы те улицы, где пешеходы и транспорт не пересекаются. То есть на начальном этапе правый поворот на красный будет разрешён только там, где для движения пешеходов предусмотрены подземные или надземные переходы, и таким образом, автомобили не смогут причинить вреда законопослушным гражданам.

Также Шумский сообщил, что эксперимент, скорее всего, будет начат в мае. Сейчас проходит подготовительная работа. На начальном этапе нужно согласовать на федеральном и местном уровне перекрёстки и светофоры на них, на которые будет распространяться разрешение правого поворота на «красный». Изначально список, предложенный проектом Probok.net, включает повороты с Новой Площади на улицу Ильинка, с Велозаводской улицы на Автозаводскую, с Нагатинской улицы на проспект Андропова (в область), с Новокузнецкой улицы на внутреннее Садовое кольцо, съезд с внутреннего МКАДа на Студёный проезд, с улицы Коктебельская – на Варшавское шоссе, в область. Сейчас список дополняется новыми предложениями от горожан и водителей.

Нажмите для увеличения

Для того чтобы оповестить всех заинтересованных лиц о новой схеме движения, в непосредственной близости от светофоров, попадающих в экспериментальный проект, будут установлены информационные таблицы. Такая практика была вполне успешной на Украине при вводе подобного разрешения. Кстати, успешный опыт соседней страны повлиял на выбор Белгорода как участника эксперимента. Москва же является самым загруженным городом, и выгода от возможности осуществить правый поворот на «красный» должна хоть немного улучшить трафик. Помимо таблиц, будет размещено несколько билбордов, которые, помимо привлечения внимания, будут информировать о достоинствах такой организации движения.

Ещё один плюс в осуществлении проекта именно в таком виде заключается в его экономической выгоде. Указатель в виде стрелки из светоотражающих материалов стоит в разы дешевле специальной правоповоротной секции светофора, его изготовление и монтаж занимает меньше времени. К тому же для установки простого знака не нужно менять электронную схему работы светофора, и соответственно, отключать его на время проведения работ. «Эксперимент будет проводиться в рамках действующих норм (п. 4.6 ГОСТ Р 52289-2004), которые позволяют установить новый указатель по согласованию с федеральным органом Госавтоинспекции, даже если он не прописан в ГОСТах», – указывает эксперт. Шумский особо подчёркивает, что «повернуть направо «на красный» – это право, но не обязанность» и призывает водителей спокойно отнестись к тем, кто задерживает их проезд в ожидании разрешающего сигнала для движения прямо. «Не стоить сигналить в спину тем, кто иногда едет прямо». Также не стоит забывать, что в соответствии с положениями главы 8 Правил дорожного движения при повороте водитель обязан пропустить всех других участников движения (пешеходов, велосипедистов, автомобили) и лишь потом повернуть.

Новая практика не всеми воспринята позитивно. Так, председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов в своём комментарии «Коммерсанту» высказал определённые опасения: «Дело в том, что у пешехода не так много вариантов перехода дороги в разрешённых местах. В случае если разрешается поворот направо на красный свет, у пешехода нет никаких шансов перейти дорогу. Он ограничен в своих правах.    
   
                                                               
Опрос

Вы знаете, что на переходах было сбито 18 тысяч человек в прошлом году? Поэтому мы категорически против того, чтобы разрешать поворот на красный свет. Это улучшит ситуацию для автомобилистов, но ухудшит для пешеходов, а пешеходов у нас всё-таки в пять раз больше, чем автомобилистов».

В любом случае, эксперимент для того и проводится, чтобы доказать жизнеспособность нового принципа движения. Возможно, позже будет введено правило, как при проезде знака «Стоп», когда водитель в любом случае должен остановиться перед выездом. Именно так ездят водители в Германии. В планах ГИБДД рассматривается возможность оборудования дополнительными секциями некоторых светофоров, а также создания отдельных съездов для движения транспортных средств, поворачивающих направо.