Водитель, представьтесь. Автомобили узнают владельцев по лицам и отпечаткам

Узнать хозяина по отпечаткам пальцев

Попасть за руль неподготовленному водителю не так уж сложно. Даже ребенок может взять ключ и вставить его в замок зажигания. Hyundai Motor Company объявила о том, что будет бороться с подобным несанкционированным использованием транспортных средств посредством сканеров отпечатков пальцев. Такая система будет доступна на кроссовере Santa Fe, а с последующими обновлениями модельного ряда перейдет и на остальные корейские машины, в том числе и KIA.

   
   

Пользоваться опцией очень просто. Для открытия дверей нужно приложить палец к датчику на ручке. Кроме того, водитель может запустить двигатель, прикоснувшись к замку зажигания, который также оснащается сканером. Вероятность того, что система ошибочно распознает отпечаток пальца другого человека как отпечаток законного владельца, составляет 1 к 50 000, что делает ее в пять раз более безопасной, чем традиционные автомобильные ключи. Благодаря регулярному обновлению образов отпечатков с помощью функции Dynamic Update система повышает уровень успешного распознавания. 

Автомобили Hyundai смогут узнавать нескольких владельцев (к примеру, супружескую пару). После этого электроника будет автоматически перенастраивать регулировку сиденья, подогрев, углы наклона наружных зеркал в зависимости от того, кто садится за руль.

Сканер в ключе

Между тем сканер отпечатков на рукоятке двери подвержен влиянию осадков. Для сохранения его целостности автопроизводители предложили встроить его в ключ. К примеру, BMW оснащает автомобили i8 и 7 серии брелоками-гаджетами с большим цветным экраном, который тоже может опознавать владельца по биометрической информации. Сенсорная панель поможет снять отпечатки, а обновление информации между ключом и блоком управления идет в реальном времени с помощью беспроводной связи.

Ключ показывает состояние замков, уровень топлива и заряд аккумуляторной батареи, а также количество бензина в баке или энергозапас для гибридной установки. Эту же информацию можно дублировать и на смартфон. Это даже удобнее, так как информация идет не по радиосвязи, а по сотовым сетям, и может передаваться в любую точку мира, где бы ни находился владелец. Кроме того, сканер отпечатков в смартфоне уже есть. С помощью смартфона можно дистанционно открыть багажник, чтобы позволить друзьям или знакомым забрать хранящиеся там вещи. Однако пока еще не разрешается заводить двигатель.

Как выявить неадекватного водителя

Но для исключения ДТП простого контроля за личностью водителя недостаточно, ведь порой даже опытный владелец машины допускает досадные ошибки в управлении. Поэтому автопроизводители стараются оценивать адекватность владельца с помощью недорогого, но очень эффективного программного обеспечения, которое пользуется данными от органов управления машины.

Программа запоминает движение транспортного средства по данным спидометра и показаниям ABS (скорость, продольное и поперечное ускорение) и сравнивает с ними действия водителя, в том числе то, на какой угол он поворачивает рулевое колесо и как жмет на педали акселератора или тормоза. В зависимости от результата и выносится заключение о психофизическом состоянии водителя. Если человек допускает совсем грубые ошибки, ему предлагается отдохнуть и выпить чашечку кофе.

   
   

Махнуть на все рукой

Примером более продвинутого использования индивидуального контроля является система Volvo Driver Alert Control с внутрисалонной камерой, нацеленной на лицо человека. Видеокамера смотрит за мимикой и жестами водителя. Анализируется то, насколько часто моргает человек, глубоко ли и размеренно ли он дышит. По этим показателям программа делает выводы о том, близок человек к засыпанию или нет. И если он действительно изможден, закрывает глаза и клюет носом, то в салоне раздается громкий сигнал, призывающий взбодриться.

Подобные камеры имеют забавный побочный функционал. С их помощью BMW внедрила функцию управления магнитолой с помощью жестов. Если покрутить пальцем в воздухе, то электроника прибавляет громкость в мультимедийной установке. А если начать махать ладонями, то идет переключение станций между собой.

Термометр в обшивке

Другая область использования биометрических датчиков связана с контролем физического состояния пожилых водителей, а также водителей с хроническими заболеваниями. К примеру, компания Ford предложила расширить функционал камеры и усилить его биометрическими сенсорами, встроенными в органы управления.

В ремне безопасности спрятан пьезоэлектрический датчик для мониторинга частоты дыхания, а токопроводящие накладки на ободе рулевого колеса используются для измерения пульса. На местах хвата руля встроены инфракрасные датчики для измерения температуры ладоней, за рулевой колонкой вмонтирована инфракрасная камера, направленная на лицо и контролирующая температуру тела. 

Если нагрузка на водителя в пути высока, то система принимает меры для снижения напряжения, в том числе автоматически запускается функция блокирования мобильного телефона от входящих звонков или выключается магнитола.

Пригодятся такие опции не только для пожилых водителей, но и для профессиональных шоферов и таксистов, вынужденных подолгу находиться за рулем.