От карет до спорткаров. Первые автомобили известных марок

Создателем первого автомобиля под маркой Mercedes является легендарный инженер Вильгельм Майбах. Но имя автомобилю дал не он, а предприниматель Эмиль Еллинек в честь своей дочери. Вообще, немецкий бизнесмен сыграл немалую, в первую очередь финансовую, роль в развитии компании Daimler Motoren Geselsahft. Именно он убедил Майбаха создать мощный и конструктивно новый автомобиль, который будет побеждать во всех гонках. Всё так и вышло. В марте 1901 года выпущена первая машина под легендарной ныне торговой маркой — Mercedes 35 hp. Как ясно из названия, двухместный гоночный автомобиль выдавал мощность 35 л. с. На соревнованиях в Ницце на нём удалось достичь скорости 85 км/ч — невероятное достижение. Именно Mercedes 35 hp с революционной на тот момент переднемоторной компоновкой положил начало современному автомобилестроению.

   
   
Audi Type A. Фото: Commons.wikimedia.org/ Bildergalerie

Раз уж речь зашла об автомобильном пионере, то вспомним первые машины его нынешних главных конкурентов по «немецкой тройке». В 1909 году Август Хорьх основал компанию Audi, что является латинским переводом его фамилии. Спустя год появился автомобиль Audi Type A. Ни по дизайну, ни по технике новый аппарат фурора не произвёл. Компания выпустила всего 137 машин этой модели, а сейчас можно увидеть всего один экземпляр. Блистать четырьмя кольцами и выделяться высоким качеством автомобили Audi стали много позже.

BMW Dixi 3-15 DA (1929). Фото: Commons.wikimedia.org/ LSDSL

Ничего нового своим первым автомобилем не сказала и фирма BMW. Бывший производитель авиадвигателей после Первой мировой войны в качестве автомобильного первенца выпустил практически полную копию английского Austin 7 под названием Dixi. Вскоре микролитражка получила название BMW 3/15 DA-2. Но первой по-настоящему собственной разработкой стала лёгкая и динамичная BMW 303. При весе всего 820 кг она развивала скорость 90 км/ч. Такое редко встречается, но уже во внешности первых моделей компании поклонники могут разглядеть фирменные овалы решётки радиатора. Чтят в BMW традиции!

И не только они. Что касается других немецких производителей, то до Второй мировой войны мир успел увидеть первые Volkswagen и Porsche. Судьба этих компаний всегда была неразрывно связана. В 1938 году наконец пошёл в серию прототип немецкого народного автомобиля. Машина под названием KdF-Wagen — не что иное, как самая первая версия знаменитого «Жука». Его причудливые округлые формы и оригинальную оптику, кажется, опознают все. Кроме нацистского названия, дебютный автомобиль концерна носил также имя Volkswagen 38. На сегодняшний день «Жук» является самым продаваемым автомобилем мира за всю историю. Больше 21 миллиона машин продано за 65 лет производства.

Машины с погонами. 7 легендарных армейских автомобилей. Читайте в статье >>

У Porsche первенец был не такой популярный. Компания собрала всего-то три экземпляра Porsche 64 в 1939 году. До сегодняшнего дня дожил только один из них, принадлежавший самому Фердинанду Порше. Уже дебютная модель получилась очень шустрой. Мотор мощностью 100 л. с. разгонял спорткар до 160 км/ч. Забавно, но по конструкции 64-я модель во многом повторяла «Жук». И даже по дизайну. При желании у двух абсолютно разных, на первый взгляд, автомобилей можно найти общие черты.

Porsche 64. Фото: Commons.wikimedia.org/ Lothar Spurzem

Ещё остались в автомобильной отрасли бренды, которые ведут своё начало аж с XIX века и до сих пор известны всему миру. Это, например, немецкий Opel и итальянский FIAT. Первые автомобили этих марок — Opel Lutzmann и FIAT 3,5 hp — увидели свет в 1899 году и представляли собой, по большому счёту, кареты с маленькими моторами. Французы тоже заявили о себе в автомобильном мире очень рано. Renault со своим миниатюрным Voiturette 1CV вышел в 1898 году. Он хотя бы был бензиновым, не то что дебютный Peugeot под названием Type 1 1890 года выпуска. Трёхколёсное чудо техники приводил в движение паровой двигатель.

   
   
Opel Lutzmann. Фото: Commons.wikimedia.org

Также «каретного» типа был первый Ford. В 1903 году компания начала выпуск Model A. Сами американцы называли свою коляску с мотором одной из самых надёжных машин в мире. Правда, какими-нибудь особенно интересными инженерными решениями она не отличалась и доставляла владельцам те же проблемы с перегревом и переключением передач, что и автомобили других марок. Кстати, «потомок» Model A в 20-х годах стал прототипом для советского ГАЗ А.

Жестянка Лизи, чёрный цвет, 15 миллионов и другие факты о машинах Ford. Читайте в статье >>

Ford Model A. Фото: Commons.wikimedia.org

Любопытно, но у некоторых автопроизводителей концепция со временем менялась кардинально. Так случилось с Chevrolet. Разработанная под руководством Луи Шевроле первая модель компании — Chevrolet Classic Six — была мощной, быстрой, роскошной и жутко дорогой. Настолько, что основатель General Motors Уильям Дюрант решил сделать ставку на бюджетные машины, и не согласный со сменой курса Шевроле покинул компанию, названную его именем.

Человек и автомобиль. Жизнь Луи Шевроле. Читайте в статье >>

Chevrolet Classic Six. Фото: Commons.wikimedia.org/ Trainguy1

Вот Андре Ситроен сразу смекнул, что простенькие автомобили принесут больше денег. И его неприхотливый Citroen Type A охотно покупали не только во Франции, так как стоил он примерно в три раза меньше немецких конкурентов.

7 нововведений Андре Ситроена, изменивших автомобильный бизнес. Читайте в статье >>

Citroën Type A 10CV. Фото: Commons.wikimedia.org/ Umtymp5200

Надо признать, что первые автомобили разных брендов в большинстве случаев были похожи как технически, так и внешне. Это сейчас «японцы» значительно отличаются от «американцев», «немцев» и «французов», а на заре своего существования всё было совсем иначе. Так, седан Toyota AA, выпущенный в 1936 году, собрали практически как мозаику из разных деталей и узлов американских моделей. Конечно, после ткацких станков трудно начать выпуск уникальных автомобилей.

Реплика Toyota Standard Sedan AA 1936 года. Фото: Commons.wikimedia.org/ BsBsBs

Вот «Хонде» было попроще в 1960-х годах перейти от мотоциклов к машинам. Потому их грузовичок T360 и спортивный родстер S500 получились весьма самобытными, особенно с точки зрения дизайна.

Автомобильное лицо Швеции. Ранняя история компании Volvo. Читайте в статье >>

Honda S500 Model AS280. Фото: Commons.wikimedia.org/ Mytho88

То ли дело отечественные производители. Со своими первыми моделями они новых слов в автомобильном мире не сказали. Это были хорошие машины, но выпущенные по лицензии иностранных компаний. Что ГАЗ начинал с перелицованных «Фордов», что ВАЗ — с копии «Фиата». Ничего, кстати, зазорного. Один из крупнейших ныне автопроизводителей — корейская компания KIA — когда-то тоже дебютировала на авторынке с копией FIAT-124. Как и «АвтоВАЗ» со своей «копейкой».

Жизнь до «Эмки». История отечественных легковых авто. Подробнее >>