Старт автомобильной промышленности в России был дан немного позже, чем на Западе. Когда Генри Форд уже вынашивал планы массового автомобиля, а Франция переходила на таксомоторы, в России машины все еще выглядели диковиной. Не удивительно, что изготовление и строительство отрасли с нуля вызвало массу трудностей и проблем. Первый шаг был сделан в начале 1900-х годов.
Фондю для России
Крупнейший из машиностроительных комбинатов России — Балтийский вагоностроительный завод получил прямое указание из правительства заниматься развитием автомобилестроения. Военное ведомство помогло с кредитами и под Ригой с нуля вырос новый завод, который должен был стать главным поставщиком легковых машин и грузовиков в армию. При поддержке Санкт-Петербурга дело спорилось и уже в 1906 году стало импортироваться новое французское и немецкое оборудование, в том числе и самое прогрессивное, в том числе и электротехническое. Оно обладало гораздо большей точностью изготовления, чем прежние станки, задействующие паровую силу. По тем временам в Риге возводилось самое передовое производство. Однако такое сложное оборудование и очень дорогая технологическая база были необходимы совсем не для автопромышленности. Предприятие готовилось производить авиационные двигатели и самолеты. Автомобили выступали как побочный продукт или ширма для сокрытия инвестиционных планов военного ведомства. Поэтому внимание в Русско-Балтийскому заводу со стороны императорских властей было колоссальным.
В качестве главного инженера на завод был приглашен 26-летний Жульен Поттера, который недолгое время проработал на бельгийской фирме Fondu, производящей малыми сериями автомобили с одноименным названием, и помогший приобрести лицензию на их производство в России. Эти чертежи и были заложены в основу автомобилей Russo-Baltique.
Производство в Риге было организовано в очень короткие сроки. На новом заводе планировалось изготавливать не только автомобильные шасси, но и моторы с трансмиссиями. Для этого была введена перспективная метрическая система, позволявшая упростить конструкторские работы и в полной мере задействовать новую материально-производственную базу. Метрическая система позволяла согласовать производственные процессы в Риге с поставщиками комплектующих из-за рубежа.
Под автомобильное производство в Риге был выделен новый цех площадью 250 квадратных метра, в которых были установлены 142 станка. Фабрика была разделена на литейный, кузнечный, кузовной, жестяно-штамповочный, обойно-малярный и рессорный цеха, а также металлообрабатывающее и сборочное отделения. Уже к началу 1909 года завод начал отладку оборудования, а к лету 1909 года все было готово для выпуска мелкосерийных партий машин.
Перспективная и сложная конструкция
Первый российский автомобиль был собран в июне 1909 года и получил название Russo-Baltique С-24/30. В этом индексе цифра 24 означала мощность двигателя в лошадиных силах, а 30 это максимальная мощность, которая могла быть реализована с помощью перенастройки клапанного механизма. Этот мотор имел 6 цилиндров в ряд и рабочий объем 4,5 л.
В процессе выпуска мотор постоянно совершенствовался. Путем смены карбюратора удалось поднять его максимальную мощность до 35 лс, а в 1914 году был изготовлен даже 40-сильный вариант.
Для циркуляции воды в системе охлаждения использовался прогрессивный центробежный насос. А топливо из бензобака подавалось не самотеком, как на Ford, а с помощью хитрого насоса, работающего от давления отработавших газов выхлопной системы.
Russo-Baltique С-24/30 имел открытый деревянный кузов с матерчатым съемным верхом. Основу кузова представляло шасси на лонжеронной раме, к которой крепился мотор, а 3-ступенчатая коробка передач без синхронизаторов устанавливалась отдельно от мотора на независимом подрамнике. Подвеска задних колес состояла из трех взаимосвязанных полуэллиптических рессор. Одна крепилась в продольной плоскости, а две другие в продольной.
Планировалось, что автомобиль получит двойное назначение. Он продавался, как личный транспорт, однако подходил и как командно-штабная машина. Модель С стала наиболее массовой в истории завода. Правда количество выпущенных экземпляров оказалось небольшим. За 8 лет работы фабрики за ее пределы выкатилось всего 347 экземпляров. Причем они имели различные варианты кузова, такие как торпедо, фаэтон, дубль-фаэтон, лимузин, ландоле и другие.
В 1914 году на Русско-Балтийском заводе начался выпуск другой модели, а именно серии К-12/24, представлявшей упрощенную версию модели С. Вместо большого мотора на Russo-Baltique К-12/24 ставился 4-цилиндровый силовой агрегат максимальной мощности 24 лс. В остальном конструкция была такой же, как у модели С. Всего за 6 лет был выпущен 141 автомобиль модели К. Эти машины были относительно дешевыми, благодаря чему заказывать их могли не только государственные органы, но и частные лица.
Известно, что Russo-Baltique купили великий князь Константин Константинович , отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель и другие. Цена машины тогда составляла 5500 рублей, в то время как самый перспективный Renault стоил около 5000 рублей.
Грузовики или самолеты
На III Международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге в июне 1910 года руководство завода получило из рук Военного Министерства Большую Золотую медаль. От завода ждали новых прорывов и в первую очередь грузовиков. Однако с ними не заладилось. Предприятие не поспевало к срокам, а полученные военными экземпляры не удовлетворял их по характеристикам.
Завод просто не справлялся с объемами производства и не мог обеспечить нужд армии. В то время он выполнял более важную задачу и вплотную занялся изготовлением авиационной техники. Все силы и средства направлялись туда.
В итоге, после проведенных в 1911 году испытаний в рамках пробега между Санкт-Петербургом и Москвой, были выбраны иностранные поставщики для армии. Однако на базе «Руссо-Балта» стали изготавливаться броневики совместно с Ижорским заводом, который клепал для них бронекорпуса.
В целом за 8 лет своего существования автомобильное производства в Риге поставило заказчикам чуть более 500 автомобилей.
С началом Первой мировой войны завод оказался под угрозой захвата немцами. Осенью 1915 года его стали готовить к эвакуации в Москву. На подготовленных площадях поместья Покровское-Фили были построены новые корпуса, куда из Риги перевезли всю техническую базу Русско-балтийского завода. В 1917 году на свет появилось новое мощное предприятие, нацеленное на выпуск авиационных двигателей и автомобильной техники, а уже в 1918 году предприятие национализировали новые революционные власти. Во время гражданской войны оно занималось ремонтом и изготовлением военной техники старых конструкций, однако сразу после ее завершения началось серьезная модернизация.
На мощностях завода в Филях начался выпуск лицензированных двигателей BMW для самолетов Ю-20, Ю-21. А дальше бывший Русско-Балтийский завод в Филях стал лидером авиационной промышленности СССР. Сейчас он входит в состав авиационно-космической корпорации им Хруничева.