Примерное время чтения: 13 минут
4061

От «Мессеров» до баллистических ракет. Автогиганты, строившие самолеты

Мы любим смотреть остросюжетные фильмы, где «хорошие» и «плохие» парни бьются за справедливость. Правильные автомобили в руках «хороших» парней помогают разгромить «плохих». На мировых рынках тоже идет схватка, но уже за предпочтения покупателей. Однако были времена, когда автобренды выясняли отношения не опосредованно, а с оружием в руках. Причем не на земле, а в небесах. Вспомним, кто из них задавал тон в военной авиации. 

«Дикие кошки» GM 

В конце 30-х годов стало ясно, что мир движется к большой войне, и Америка превратится в кузницу вооружений. Автомобильные компании получили технологии и материальную базу для переориентации производств. General Motors перепрофилировался под выпуск военных самолетов. С началом войны на Тихом океане потери американской авиации были настолько высоки, что потребовалось напрячь силы для восполнения утраченных парков. 

В 1942 году на воду сходят небольшие эскадренные авианосцы для прикрытия боевых кораблей США в действиях против Японии. На плечи General Motors выпала честь создавать для них истребители Wildcat XF4F-8. Это был облегченный вариант, разработанный фирмой Grumman для тактических действий на море. Он имел 9-цилиндровый двигатель «Райт» R-1820-56 мощностью 1350 л.с. производства GM. 

F4F-3, начало 1942 года.
F4F-3, начало 1942 года. Фото: wikipedia.org

Кроме того GM стал производить и торпедоносец TBF Avenger. Это был самый удачный одномоторный бомбардировщик, использовавшийся на Тихом океане. Самолеты TBF Avenger потопили три десятка подводных лодок, сотни транспортов, несколько эсминцев, а также японский линейный крейсер «Хиэй» и суперлинкоры «Мусаси» и «Ямато». На торпедоносцах TBF Avenger Джордж Буш-старший летал и был сбит над островом Титидзима. Кстати, он единственный из трех членов экипажа, кому удалось выжить в той катастрофе. 

Пара TBF-1 в полёте, 1942 год.
Пара TBF-1 в полёте, 1942 год. Фото: wikipedia.org

Помимо прочего, GM производил на своих заводах двигатели для самолетов дружественных фирм. К слову, на мощностях Cadillac выпускались авиационные моторы Allison V12, предназначавшиеся для тяжелых истребителей P-38 «Lightning» фирмы Lockheed. Именно на таком летал и погиб Антуан де Сент-Экзюпери

P-38J-20-LO «Yippee» в полёте.
P-38J-20-LO «Yippee» в полёте. Фото: wikipedia.org

Моторы Cadillac имеют огромное значение и для советской авиации. Они устанавливались на прославленные Bell P-39 Airacobra. Это была любимая машина Александра Покрышкина и самая массовая иномарка в отечественной истребительной авиации. Моторы Allison V12 Сadillac шли и на летающие крепости Boeing XB-38 Flying Fortress. 

Bell P-39 Airacobra.
Bell P-39 Airacobra. Фото: wikipedia.org

Трехмоторный Ford 

Компания Ford также проявляла интерес к авиации. Правда, ее успехи в строительстве самолетов и двигателей к ним гораздо скромнее, чем у General Motors. Еще в 20-е годы Генри Форд побывал на одном из американских авиашоу и проникся идеей сделать свой самолет. В 1925 году его воображение поразил трехмоторный пассажирский Fokker, и под впечатлением от увиденного автопроизводитель купил фирму Stout Metal Airplane Company, силами которой и был разработан пассажирский самолет Trimotor, вмещавший до 15 пассажиров. Для своего времени это был прорыв. 

Ford Trimotor.
Ford Trimotor. Фото: wikipedia.org

Самолет стал самым массовым пассажирским авиалайнером конца 20-х годов и побывал даже на Северном полюсе. На таком самолете летал даже президент Франклин Рузвельт. Однако Великая Депрессия поставила фирму на грань банкротства. Разработка новых моделей приостановилась, и во второй половине 30-х годов Ford Trimotor устарел и уступил место более совершенному двухмоторному Douglas DC-2. 

Douglas DC-2.
Douglas DC-2. Фото: wikipedia.org

Однако во время войны компания Ford вновь вспомнила о своем авиационном прошлом и получила заказ на производство тактических бомбардировщиков B-24 Liberator фирмы Consolidated. Эти машины использовались как на Тихом океане, так и в Европе, и были самыми массовыми бомбардировщиками Второй мировой. 

B-24 Liberator.
B-24 Liberator. Фото: wikipedia.org

Chrysler с бомбой 

Компания Chrysler также была привлечена к производству военной техники. На ее мощностях производились двигатели для летающих крепостей и истребителей Thunderbolt. Но дело не ограничивалось воспроизведением чужих конструкций — Chrysler вел активные опытные работы по разработке авиационных моторов. Самым известным стал проект XIV-2220-1 для самолета Republic P-47 «Thunderbolt». 18-цилиндровый двигатель с турбонаддувом и с жидкостным охлаждением развивал 2300 л.с. Эксперименты показали перспективность конструкции, но в серию он не пошел. Изменилась тактика военных действий в Европе. 

Однако фирме Chrysler «посчастливилось» выпускать и баллистические ракеты. В конце сороковых годов группа немецких специалистов под руководством Вернера фон Брауна довела до ума первые американские ракеты Redstone и передала их в промышленное производство. Заказ военные разместили на заводах Chrysler, уже использовавшихся для сборки опытных конструкций. В 1952 году началось ее серийное производство. Ракета стала поступать в войска в Европе и превратилась в грозное оружие. Ее дальность действия была сравнительно небольшой, всего до 800 км, однако точность попадания составляла 300 м, что считалось очень неплохим результатом. Ракеты Redstone производства Chrysler прослужили до 60-х годов и потом заменились более совершенными «Першингами». 

Баварская тяга к небесам 

Среди немецких автопроизводителей тоже есть свои авиаторы. Самый известный из них это BMW. Фирма родилась на излете Первой мировой войны путем слияния нескольких авиационных заводов. В 1918 году был утвержден ее знак — белый пропеллер на фоне синего неба. В 1928 году баварцы начинают производить автомобили, а многие авиационные технологии переводят в гражданскую сферу. Правда, в 1938 году, после отмены запрета на военную авиацию, BMW вновь возвращается к прежним занятиям и создает моторы для транспортного Junkers J 52. В 1939 году BMW получает заказ на разработку реактивного двигателя для двухмоторного истребителя Messerschmitt Мe2б2, и уже в 1943 году истребитель устремляется в небо. Несмотря на множество недостатков реактивной техники, в 1944 году он успешно атакует «летающие крепости» американцев. 

Junkers J 52.
Junkers J 52. Фото: wikipedia.org

Сердце «Мессера»

Немногие знают, что во Второй мировой войне гораздо больших успехов, чем BMW, добился концерн Daimler-Benz. Разработкой передового V-образного 12-цилиндрового авиационного двигателя жидкостного охлаждения немцы занялись еще в середине 30-х годов. Планомерно они шли к цели, и уже к 1938 году был готов очень удачный агрегат Daimler-Benz DB 601 объемом 34 литра. Сначала его мощность составляла 1000 лс, ну а к концу войны поднялась более чем в два раза. Этот мотор стал самым массовым в авиации Третьего рейха. Им комплектовались знаменитые истребители Messerschmitt Bf.109, а также бомбардировщики Messerschmitt Bf.110 и Me.210. Кроме того, моторы попали в Японию и изготавливались по лицензии для торпедоносцев Aichi M6A Seiran, а также для палубного пикировщика Yokosuka D4Y Suisei. Эти машины получили крещение в 1944 году на Филлипинах и уничтожили американский авианосец «Принстон». В последствии Yokosuka D4Y Suisei использовались для вылетов камикадзе. 

Daimler-Benz DB 601.
Daimler-Benz DB 601. Фото: wikipedia.org/ Kogo

Три бриллианта 

Кстати, самым крупным и известным производителем авиационной техники в Японии во времена Второй мировой войны был Mitsubishi. Компания выпускала выдающийся истребитель A6M Zero, позволивший японцам захватить преимущество в небе в первые месяцы войны. Конструкторы смогли добиться очень высокой дальности полета, что открыло для самолета перспективы на Тихом океане. Самолет властвовал в небе до 1943 года, пока не встретился с американскими бронированными P-38 «Lightning». 

A6M Zero.
A6M Zero. Фото: wikipedia.org

В первые годы Второй мировой войны самолеты производила даже компания Renault. На базе учебного моноплана был сконструирован Caudron C714. При небольшой массе и вытянутом фюзеляже самолет разгонялся до 500 км/ч. Однако мощность мотора в 500 л.с. не оставляла шанса французскому истребителю в боях против немецких асов. Всего было изготовлено 90 машин. Часть Renault перевели в разряд учебных. Несколько самолетов попали в СССР для замены вышедших из строя учебных моделей. 

Caudron C714.
Caudron C714. Фото: wikipedia.org

Неплохие истребители производили заводы фирмы Fiat. В конце 30-х годов итальянцы выпускали маневренные и очень красивые бипланы CR-32 Freccia. Это были удачные самолеты, получившие широкое распространение в Италии и Испании, а также в Греции. С началом войны они успели отметиться в Северной Африке, но, столкнувшись с передовыми разработками американцев, терпели поражение из-за низких скоростных характеристик. С 1937 года Fiat выпускал скоростной и маневренный моноплан G.50 с мотором мощностью 850 лс. Но и он с 1943 года безнадежно проигрывал истребителям противника. Однако Fiat G.50 все же довоевал до 1945 года в качестве разведчика, а потом нес службу в учебно-тренировочных частях. 

CR-32 Freccia.
CR-32 Freccia. Фото: wikipedia.org
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах