Несмотря на то что двигатели внутреннего сгорания получили массовое распространение, в прежние времена к ним относились скептически. Полтора века назад на фоне технического рывка ДВС безнадёжно проигрывали паровикам и электромоторам.
В первой половине XIX века паровые машины уже активно внедрялись в Европе. Пароходы не только курсировали на торговых речных маршрутах, но и даже вышли в океанские дали. Паровые установки качественно изменили промышленность. Стали возводиться фабрики-автоматы, где вся механика задействовалась от двух-трёх центральных установок. Произошел рывок и в металлообработке. Однако для мелких хозяйств паровая установка оставалась слишком громоздкой. А спрос на бытовые двигатели для насосов и других стационарных механизмов был колоссальный. К примеру, Этьену Ленуару для гальванических работ потребовался мотор для динамо-машины. Такой агрегат он решил сделать самостоятельно и принялся изучать опыт другого французского изобретателя: Филиппа Лебона, который ещё в 1801 описал принципы действия двигателя внутреннего сгорания. В качестве топлива предлагалось брать светильный газ из опилок, в обильном количестве используемый для освещения домов. Керосин в те времена был дорог и продавался в аптеках как средство для наружного применения.
Мотор Этьена Ленуара повторял принципы паровой машины. Станина, цилиндр с маховиком и все детали за малым исключением были взяты им от действующих паровиков. Новшеством лишь был отказ от пара в качестве рабочего тела. Поршень толкал не пар, а расширяющиеся при взрыве продукты распада светильного газа. Этьен Ленуар придумал способ их подачи и подрыва. Мотор оказался настолько компактным, что умещался на прочном дубовом столе.
При первых запусках двигатель внутреннего сгорания заклинило. Пришлось дорабатывать конструкцию шатуна и вводить систему смазки. Только тогда мотор Ленуара запыхтел и выдал мощность в 4 лошадиные силы. Для динамо-машины этого вполне хватало, тем более что двигатель поражал окружающих своей бесшумностью, так как выпуск газов из камеры сгорания производился при атмосферном давлении. Правда, агрегат сильно грелся, и инженер переработал систему водяного охлаждения.
В 1860 году с первым ДВС познакомился молодой инженер Николаус Отто, который тут же подметил его недостатки. Из-за двухтактного действия КПД составлял всего 4%. Николаус Отто усовершенствовал конструкцию и уже через четыре года представил свой мотор с КПД 15%. Тот имел вертикальный цилиндр и маховик сбоку. Новые моторы оказались в пять раз экономичнее, в 1,5 раза мощнее и вскоре вытеснили двигатель Ленуара с рынка.
Этьен Ленуар особо не старался удержать позиции ведущего конструктора, так как был занят разработкой стратегически важного пишущего телеграфа и избегал вступать в конкурентную борьбу с фирмой Отто. В 1877 году Николаус Отто запатентовал двигатель с четырёхтактным циклом и наладил его производство. Такие моторы громко трещали, но показывали вдвое большую мощность. Использовались они в основном на речных катерах, на насосных станциях или в качестве стационарных электрогенераторов на мелких фабриках. В качестве топлива в них по-прежнему жгли дешёвый светильный газ. К 1897 году было выпущено около 42 тысяч четырёхтактных двигателей Отто разной мощности.
Идею использовать ДВС для личного транспорта предложил один из членов правления фирмы Отто по имени Готлиб Даймлер. Но Николаус Отто раскритиковал его «утопические мечты», и пришлось Даймлеру вместе с коллегой Вильгельмом Майбахом в 1882 году самостоятельно искать финансирование и разрабатывать мотор на бензине. А в 1886 году Карл Бенц показал первый в мире трёхколесный серийный автомобиль. К 1888 году поспел более мощный и надежный четырёхколесный автомобиль Майбаха-Даймлера. С тех пор началась эпоха автомобилизации планеты.