У автомобилистов радость: цена на бензин хоть на чуть-чуть, но снизилась - в русле мировых тенденций. А вот что можно сказать о качестве нашего топлива? Его можно сравнить с европейским?
А. П р и в о л ж с к и й, Москва
Брак в рамках закона
По разным оценкам, на рынке автомобильного бензина сегодня от 30 до 50% топлива… не отвечает стандартам качества. «Основная проблема - отсталая нефтеперерабатывающая промышленность, из-за которой образуется дефицит качественного высокооктанового товарного бензина, - поясняет профессор РГУ нефти и газа им. Губкина, член-корреспондент РАН Алексей ДЕДОВ. - И чтобы удовлетворить спрос, производители идут на множество хитростей». При этом часть бензина «нарушает» экологические показатели - чаще всего в нём превышено содержание бензола, серы и др. За этими компонентами следит Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, регулярно публикующий на своём портале www.moseсo.ru «чёрные» и «белые» списки АЗС.
Однако выбор заправки из «правильного» списка - вовсе не гарантия сохранности свечей и двигателя автомобиля. В перечень так называемых «экологических показателей», например, не входит наличие в топливе железа. И это при том, что основной способ фальсификации бензина - как раз металлосодержащие присадки. «В большинстве случаев фальсификат «дотягивается» до требуемого октанового числа железосодержащей присадкой, например, ферроценом, которая губительно действует на двигатель автомобиля (см. схему. - Прим. ред.), - считает Алексей Дедов. - И вторая беда: железо не так просто растворить в углеводородной основе (бензине), поэтому «бодяжники» вместе с ним добавляют в некачественное топливо целый «букет» химии, которой в нём быть не должно». При этом формально такое топливо признаётся контролирующими органами кондиционным, и заправка, торгующая фальсификатом, попадает в «белый» список.
Посинело - отойди!
Чтобы узнать, насколько велика опасность нарваться на «легальный фальсификат» на столичной заправке, мы решили провести собственную экспертизу. В качестве «измерительного прибора» использовали индикаторный тест для обнаружения железа в бензине, разработанный лабораторией Алексея Дедова в РГУ нефти и газа совместно с химиками Российской академии наук. Он представляет собой полоску из наноструктурированного материала. Принцип действия - тот же, что у аптечного экспресс-теста на беременность: достаточно капнуть несколько капель жидкости (в нашем случае - бензина) и подождать 2-3 минуты. Если полоска изменила цвет (из светло-жёлтой стала сине-зелёной или насыщенно-синей), заправляться на данной АЗС не рекомендуется. Индикатор реагирует на ферроцен. Чем больше железа - тем темнее полоска.
Мы объехали 10 московских заправок. При этом старались выбирать АЗС, расположенные в наиболее «ходовых» местах и принадлежащие известным брендам, по статистике, им отдаёт предпочтение большинство москвичей. Результаты (см.таблицу) не порадовали: на трёх АЗС полоски после первой же капли топлива стали тёмно-синими. «Отличились» колонки ТНК, «Гала-карт» и «Роснефть». При этом вторая испытанная нами заправка ТНК дала блестящий результат: тест остался бледно-жёлтым, показав, что железо в топливе - в пределах нормы. Значит, зависимости от фирмы-производителя нет.
Что страдает от наличия железа в бензине?
- Клапана и их сёдла, форсунки. При таких повреждениях потребуется дорогостоящий ремонт двигателя
(от 30 тыс. руб.). - Свечи зажигания. Диагностировать «отравление» бензином несложно. Достаточно выкрутить любую из свечей и посмотреть на цвет изолятора: если он покрыт рыжим налётом - дело плохо, придётся менять весь комплект. Владельцам машин с рядными двигателями он обойдётся от 500 до 1500 руб. Если у вас авто с V-образным или оппозитным двигателем, то только за замену свечей мастеру придётся отдать от 3 тыс. руб. За сами свечи - от 500 руб. за штуку.
- Катализатор. Замена катализатора обойдётся от 10 тыс. руб., но владельцы предпочитают экономить и меняют его на пламегаситель (от 4 тыс. руб.).
СПРАВКА «АиФ»
Ферроцен (C5H5)2Fe - это оранжевое кристаллическое вещество с запахом камфары. Именно его используют в качестве октаноповышающей присадки. Эффективность весьма велика: достаточно 160-180 г вещества - и из тонны 92-го бензина получаем 95-й.
При сгорании в двигателе топливо высвобождает оксид железа, который оседает на свечах. При работе мотора под воздействием температуры и паров топлива оксид восстанавливается до чистого железа и «закорачивает» свечи, выключая цилиндры из работы. Дефект достаточно коварный: пропуски воспламенения приводят к снижению мощности, неравномерной работе двигателя, а несгоревшее топливо выносится из цилиндров в катализатор и, догорая в нём, приводит к оплавлению керамических сот. При этом после остановки мотора работа свечей восстанавливается, но при нагрузке оксид восстановится и всё повторится. Страдает и экология - неработающие цилиндры и повреждённый катализатор дадут повышенный «фон» токсичных веществ в выхлопе.
КСТАТИ
- По статистике, в России добывают в 1,5 раза больше углеводородного сырья, чем в США. Однако перерабатывают… в 4 раза меньше. При этом средний выход бензина из одной тонны нефти в нашей стране - 15,6%, а в США - в три раза больше.
- В европейских странах добавлять в товарный бензин металлосодержащие присадки вообще запрещено. В России же из-за дефицита высокооктановых топлив несколько лет назад временно разрешили применение металлов для повышения октанового числа бензина. 27 февраля 2008 года было обнародовано постановление Правительства РФ «Об утверждении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», которое гласило: «Автомобильный бензин не должен содержать металлосодержащие присадки». Предполагалось, что с 5 сентября 2008 года железо исчезнет из российского бензина. Однако действие постановления опять отложено…
«АиФ» рекомендует:
- Старайтесь не заправляться в пятницу, субботу и воскресенье. По опыту, именно в эти дни количество губительного для двигателя фальсификата на столичных заправках максимально.
- Найдя одну «свою» заправку, качеству которой вы доверяете, всё время заправляйтесь на ней.
- Если приходится воспользоваться незнакомой или не вызывающей доверия колонкой, залейте 5-10 литров и поезжайте туда, где качество топлива гарантировано.
Заправка | Адрес | Дополнительная информация |
Результат экспертизы 95-го бензина |
|
«ВР» | ул. Люблинская, д. 135/1 |
- | тест-индикатор сохранил свой жёлтый цвет (металлы отсутствуют или не превышают норму) |
|
«Гала-карт» | МКАД (31 км, внутр. сторона) |
заправка в «белом» списке департамента природопользования |
тест-индикатор сохранил свой жёлтый цвет (металлы отсутствуют или не превышают норму) |
|
«Гейн-ойл» | ул. Профсоюзная, 131 | - | тест-индикатор сразу же окрасился в синий цвет, что говорит о превышении нормы содержания металлов в топливе (если и заправляться, то неполный бак) |
|
«Лукойл» | 24-й км МКАД (внутр. сторона) |
- | тест-индикатор сохранил свой жёлтый цвет (металлы отсутствуют или не превышают норму) |
|
ТНК | Котельническая наб., 1/15 | заправка в «чёрном» списке департамента природопользования | тест-индикатор сохранил свой жёлтый цвет (металлы отсутствуют или не превышают норму) |
|
«Сибнефть» | ул. Перерва, д. 19/1 | заправка в «белом» списке департамента природопользования | тест-индикатор сохранил свой жёлтый цвет (металлы отсутствуют или не превышают норму) |
|
«Роснефть» (бывшая «ЮКОС») |
Волгоградский пр-т, вл. 42а | - | тест-индикатор сразу же окрасился в тёмно-синий цвет, что говорит о превышении нормы содержания металлов в топливе (лучше не заправляться - опасно для свечей) |
|
«Татнефть» | внутр. сторона МКАД, между Ясенево и Профсоюзной |
- | тест-индикатор сохранил свой жёлтый цвет (металлы отсутствуют или не превышают норму) |
|
ТНК | Новолужнецкий пр., д. 1 | заправка в «чёрном» списке департамента природопользования | тест-индикатор сразу же окрасился в тёмно-синий цвет, что говорит о превышении нормы содержания металлов в топливе (лучше не заправляться - опасно для свечей) |
|
«Транссервис-АС» | Гончарная наб., вл. 9 | заправка в «чёрном» списке департамента природопользования | тест-индикатор сохранил свой жёлтый цвет (металлы отсутствуют или не превышают норму) |
Смотрите также:
- Бензин третьей свежести: не всякая машина переварит наше топливо →
- Дешевле — вреднее. Можно ли смешивать 92-й и 95-й бензин? →
- Евро-5 увеличит фальсификат? →