Свердловская область всегда была одним из главных поставщиков талантливых спортсменов в сборную страны. К примеру, на Олимпийских играх 1980 года в Москве уральцы принесли в общую копилку команды 10 золотых наград. Сегодня о таких результатах остаётся только мечтать. На Игры в Сочи от Свердловской области поедет всего 7 спортсменов, причём большинство из них выступает в параллельных зачётах за другие регионы. На медали зимних Игр претендует только половина из них.
К такому неутешительному результату шли не один день. Уже после распада СССР финансирование, к примеру, детско-юношеских спортивных школ в Свердловской области было сокращено в разы. Со временем стали падать результаты. Молодые, подающие надежду спортсмены стали поглядывать «налево» и переезжать в более успешные регионы. Да и в самих секциях количество занимающихся резко сократилось. Отреагировали на это и тренеры, подавшись в коммерцию. Остались только фанатики своего дела.
Сегодня следует признать, что финансирование большинства детско-юношеских спортивных школ в Свердловской области происходит по остаточному принципу. Если за видом спорта не стоит мощный металлургический гигант, то выжить и вырастить чемпиона в современных реалиях детской спортивной школе крайне тяжело. Областные власти помогают профессиональным клубам, а детским секциям перепадают крохи. Там подкинут, здесь подкинут. У юных спортсменов порой попросту нет денег, чтобы выехать на соревнования и показать себя во всей красе перед сверстниками из других регионов.
Самое обидное, что утрачены лидирующие позиции в популярных именно на Урале видах спорта — плавании, лыжных гонках, фигурном катании, спортивной гимнастике.
Как поймать «золотую рыбку»?
За последние полтора десятка лет Свердловская область вырастила сразу несколько прекрасных пловцов — четырёхкратного Олимпийского чемпиона Александра Попова, призёров Олимпиад Никиту Лобинцева и Данилу Изотова, призёра чемпионата Европы Дарью Дееву. Однако сегодня мы видим, что за ними — пропасть.
«Мы не можем выехать на соревнования, варимся в собственном соку, денег катастрофически не хватает, — едва не плача, рассказывает первый тренер Никиты Лобинцева, тренер-преподаватель детско-юношеской спортивной школы № 4 Новоуральска Александр Кибенко. — Если ребёнок едет на областные соревнования, то денег ему на поездку дают родители. Если у них денег нет — он остаётся дома. А уж если говорить о выездах на первенства России, то тут требуются совсем другие суммы на проживание и питание. Нам, конечно, выделяют средства из областного министерства спорта, но это сущие копейки. Мне высокие начальники говорят: «Вот появится у тебя «золотая рыбка», тогда поможем с финансированием». Но как она появится, если люди не ездят на соревнования и не чувствуют конкуренции?»
Сегодня в Свердловской области ощущается острая нехватка бассейнов, где бы ребята могли оттачивать мастерство. Если в Екатеринбурге дела с плавательными коробками обстоят ещё более-менее, то в районах с этим большие трудности.
«По нормам, на 20 тысяч человек должен быть один бассейн, у нас же в стране всего 500 тысяч бассейнов, — продолжает Кибенко. — К примеру, в США их более 4 миллионов. А теперь посмотрите, сколько золотых наград на Олимпиадах выигрывают американцы и сколько — мы».
Туалет на улице
Плачевно складываются дела и в некогда исконно уральском виде спорта — лыжных гонках, где мы всегда были на ведущих ролях. Апогеем полного провала стал отбор на Игры в Сочи — из уральцев на Олимпиаду поедет только Евгения Шаповалова, да и та уже давно выступает в параллельном зачёте за Ханты-Мансийск. Кроме того, по общему мнению, возрастной спортсменке на Играх мало что светит.
«Сейчас тренеры на местах не отдают талантливых спортсменов в сборную области, — говорит олимпийская чемпионка 1976 года по лыжным гонкам Зинаида Амосова. — Видимо, из-за того, что не чувствуют, что их подопечные будут расти, главному тренеру сборной области не доверяют. У нас есть училище олимпийского резерва. Уже несколько лет они работают по нолям. Новых чемпионов не видно. Я не понимаю, кого мы там «откармливаем».
А раньше все чемпионы выходили из этого училища. Раньше у нас была первая в Советском Союзе освещённая трасса. К нам в область приезжала вся сборная страны, мы проводили спартакиады народов. Сейчас у нас нет российских соревнований ни по лыжным гонкам, ни по биатлону. Урал перестал поставлять лыжников в сборную страны. У нас проводятся непонятные мастер-классы по лыжным гонкам, тратятся огромные деньги на проживание в дорогих гостиницах. Зачем? Да вы лучше на эти деньги лыжную мазь купите. А получается — повеселились и разъехались. Проходит время — и все подающие надежды спортсмены уезжают в Тюмень и Ханты-Мансийск».
Повальное бегство спортсменов-уральцев в соседние регионы отнюдь не случайно. Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Соседние регионы предлагают лучшие условия для тренировок талантливым юным свердловчанам, и те с радостью уезжают. И почему-то называть их предателями язык не поворачивается.
«Недавно я была в Тюмени. Да у них туалеты симпатичнее, чем наши лыжные базы! — возмущается Амосова. — А наши ребята вынуждены ходить в туалет на улицу. У нас лыжные трассы застраиваются коттеджами, и все закрывают на это глаза. С таким подходом мечтать о медалях просто глупо. Нужно, чтобы руководители области и города задумались об этом. Я один раз на конференции «Единой России» сказала, что у нас полная разруха. Больше на конференции меня не зовут. Правду слушать никто не хочет».
«У нас в области хватает талантливых ребят, — считает исполнительный директор Федерации лыжных гонок Свердловской области Иван Алыпов. — Но надо понимать, что по окончании школы каждый из них сам решает, продолжать или нет тренировочный процесс. К сожалению, многие со спортом завязывают, потому что не видят для себя перспектив. Кроме того, наша область не может пока предоставить качественных условий для тренировок. Лыжные трассы в большинстве случаев в ужасном состоянии. Инфраструктура разрушена, чтобы восстановить её, потребуются годы. Когда-то наша лыжная база на Уктусе гремела на всю страну, а теперь там невозможно нормально тренироваться. Хотелось, чтобы руководители области обратили внимание на наш вид спорта. Без них нам тяжело будет возродить лыжные гонки. Пока мы ещё живём на ресурсе, накопленном во времена Советского Союза. Но он не вечен. Отсюда и печальный факт, что наши талантливые ребята и тренеры уезжают в соседние регионы. Свердловская область — это лыжный донор для соседей. Хотя в следующем году планируется открытие 10 лыжных баз в городах области и 5 лыже-роллерных трасс. Надеемся, это даст толчок для молодых ребят, которые придут в секции».
Тренеры подались в коммерцию
Безрадостной выглядит ситуация и в фигурном катании и спортивной гимнастике. Эти виды сегодня не приоритетны для развития в регионе. Так посчитали чиновники. Финансирование этих видов мизерное, но при этом у нас появляются звёздочки. Так, на Играх в Сочи честь Свердловской области будет отстаивать 15-летняя фигуристка-одиночница Юлия Липницкая. Правда, 6 лет назад она перебралась в Москву, где и живёт сейчас вместе с родителями. Ещё один представитель екатеринбургской школы фигурного катания, чемпион России Максим Ковтун едет на Олимпиаду запасным.
«К сожалению, в области остро стоит проблема нехватки спортсооружений для занятий фигурным катанием, — говорит руководитель структурного подразделения фигурного катания ДЮСШ «Локомотив» Надежда Сарсадских. — Нам ещё повезло, у нас не занимаются хоккеисты, а в других школах фигуристам приходится делить лёд. Естественно, что подготовить в таких условиях чемпиона проблематично. Занятия в нашей школе бесплатные, занимаются 438 детей, однако коньки родителям приходится приобретать за свой счёт. А сегодня хорошие коньки стоят минимум 25 тысяч рублей. При этом у нас и сейчас есть подающие надежду ребята. Но вот вырастут ли из них чемпионы — неясно. Та же Липницкая перебралась в Москву, там конкуренция, лучше условия для тренировок».
Трудности переживает и спортивная гимнастика. Здесь основная проблема — нехватка тренерских кадров из-за мизерных зарплат.
«Приходит ко мне гимнаст, закончивший карьеру, мастер спорта, и говорит, что хочет тренировать детей, — рассказывает председатель Федерации спортивной гимнастики Свердловской области Пётр Китайский, подготовивший не один десяток спортсменов высокого класса. — И что я ему могу предложить? Только зарплату в 9 тысяч. Ну, какой разумный человек будет тренировать 50 детей за такие деньги? В результате спортсмены не идут на тренерские должности, уходят в коммерцию и в другие сферы. Что уж говорить, если даже заслуженные тренеры в нашей области получают по 19 тысяч рублей. Выживаем, как можем. До 7 лет с родителей ребят можно брать деньги за занятия. Вынуждены идти на эти меры и часть средств оставлять себе. Иначе никак. Тренеры не идут работать в детские спортивные школы».
Печально, что подобная ситуация складывается не только в «нераскрученных» видах спорта. Даже детские тренеры в футболе и баскетболе не получают больше 25 тысяч рублей. Да и за эти деньги они вынуждены набирать несколько групп ребят.