Лето 2013 года оказалось для сельхозпроизводителей Челябинской области настоящим испытанием. В конце мая — июне в 10 муниципалитетах был объявлен режим ЧС из-за засухи. В итоге пострадали 700 тысяч, погибли 327 тысяч гектаров посевов. Не успели аграрии опомниться, как в августе того же года на юг области пришла большая вода. От наводнения тогда пострадало 926 тысяч гектаров, погибло — 84 тысячи. Общий ущерб южноуральские фермеры оценили в 1,7 млрд рублей.
В этом году подобных чрезвычайных ситуаций в регионе пока не было. К 23 июня аграрии Челябинской области доложили о завершении посевной кампании. Намеченные планы посева многих культур были даже перевыполнены. Но стоит ли радоваться южноуральцам? Какие трудности ждут фермеров этим летом, и что останется от урожая, разбиралась корреспондент «АиФ-Челябинск».
Погодные сюрпризы
По словам главы крестьянского хозяйства Агаповского района Жайнара Карсакбаева, в прежние годы засуха на Южном Урале была раз в пять лет, а теперь каждый год: либо она, либо переувлажнение.
«Посеяли, ждали хороший урожай в этом году, радовались, что тучки набежали, чуть дождик пошел, а после как шарахнул град, — рассказывает директор хозяйства «Хлебинка» из Верхнеуральского района Виктор Фомин. — В ночь на 12 июня это было. В итоге уложило 1,5 тысяч гектаров, в основном кормовые, а посеяли мы 13 тысяч».
Сейчас на юге Челябинской области температура редко опускается ниже +27 градусов, небольшие дожди при сильном ветре на ситуацию не влияют. На пороге засухи оказались Верхнеуральский, Агаповский и Кизильский районы.
«В нашей зоне засуха — это обыденное явление, но она может быть не столь жесткая. Да, климат несколько изменился не в лучшую сторону. В градусах это небольшая величина, но сместился по времени температурный режим, — говорит директор ООО «Рассвет» из Чесмы Юрий Бобырь. — Раньше наступает зима и позднее — осень, а лето стало жестче, и в результате нам просто не хватает влаги».
По словам фермеров, не плачевная ситуация сейчас разворачивается только около Челябинска, в Чебаркульском и горнозаводских районах. Там дожди обильно увлажняют почву. Например, в Увельском районе кукуруза уже достигает 30-40 сантиметров, в то время как на юге она только начинает расти.
Засуха только на руку
И всё же в некоторой степени противостоять засухе аграрии в силах. Для того, чтобы минимизировать потери, фермеры стараются использовать новые технологии обработки земли и удобрения, которые меньше осушают почву.
Это так называемая система нулевой обработки почвы, которая позволяет отказаться от «плужного» земледелия.
При ней верхний слой почвы не рыхлится, специальная сеялка срезает остатки сорняков и распределяет их по почве. При этом в ней делается борозда требуемой глубины, в которую высаживается семя, закрывая затем семенное ложе. «Нулевая» технология предотвращает эрозию почвы, сохраняя воду. Однако кроме специального дорогостоящего оборудования в этом случае требуется немало гербицидов для уничтожения растительности, которыми предварительно обрабатывается почва.
«Так уж сложилось, что для нас небольшой неурожай экономически привлекателен, чем хороший урожай, так как при последнем начинается спекуляция на рынке сельхозпродукции, — отмечает Бобырь. — Это обрушивает цену, и мы сводим концы с концами. Во всем мире сельскохозяйственный рынок регулируемый, так как от него зависит безопасность людей, а у нас скачки до 50-70% по стоимости продукции. Это не позволяет нам прогнозировать работу на будущее и строить какие-то планы по модернизации».
Угроза из Башкирии
Нерадостные новости поступают на Южный Урал и из соседней Башкирии. В трех районах республики введен режим ЧС из-за нашествия саранчи. Дошла она и до Верхнеуральского района Челябинской области. В прошлом году, по словам Фомина, саранча, нагрянувшая в регион из Оренбуржья, до корней сожрала 620 гектаров в его хозяйстве.
«В ООО «Предуралье» она сейчас все доедает и идет в нашем направлении, — сетует директор «Хлебинки». — Сопротивляться надо комплексно. Обрабатывать свое хозяйство бессмысленно, если рядом тысячи гектаров брошенной земли. В Башкирии, например, самолетом накрывают все поля. А в нашем правительстве говорят, что денег на это нет».
«Поезд ушел — денег нет»
Фермеры отмечают, что стагнация в южноуральском сельском хозяйстве наблюдается уже четвертый год подряд. Миллиардные дотации от регионального правительства получают не больше пяти крупных холдингов, а крестьянские хозяйства — лишь крохи. Аграрии заявляют, что чиновники минсельхоза Челябинской области просто отказываются решать их проблемы.
Чтобы помочь сельхозпроизводителям этой весной правительство Южного Урала увеличило погектарную поддержку хозяйствам. Однако этих денег им хватило только на солярку. Зато налоги продолжают расти, например, на землю. Кроме того, компании, страхующие аграриев от сельскохозяйственных рисков, занимаются, по словам фермеров, лишь «распиливанием» средств.
«Нам говорят, что это бизнес, следовательно, ему не надо помогать, так как он самодостаточный, — отмечает директор хозяйства «Рассвет». — Но ввиду того, что этот бизнес управляем правительством — мы покупаем по рыночным ценам, а продаем по регулируемым. У нас нет чисто капиталистических отношений, то есть это социальный бизнес. Его регулируют, но неграмотно. В итоге крестьяне существуют в полуголодном состоянии».
Кстати, Минсельхоз РФ, признав от 1,7 заявленных южноуральскими фермерами миллиардов рублей убытков от прошлогодних чрезвычайных ситуаций только 1,1 млрд (769 млн — по засухе и 384 млн рублей по наводнению), до сих пор не выплатил им компенсацию.
«Заместитель председателя правительства Челябинской области Иван Феклин на совещании в среду, 25 июня, так и сказал — поезд ушел, ребята. В Амурской области было страшнее, чем у нас: там всё затопило, туда все деньги и ушли. Ничего не ждите», — говорит Виктор Фомин.
Концы с концами
«Если мы бросим сельское хозяйство, заняться больше будет нечем. Деревня никому не нужна. На встрече с Феклиным нам ясно дали понять, что правительству нужны агрохолдинги, где есть перерабатывающие цеха, — продолжает фермер. — Они у нас скупают по дешевке, а сами растут».
В Чесменском районе верят, что нашли выход из ситуации. Более десятка крупных хозяйств, а также несколько фермеров сейчас пытаются создать кооператив, чтобы в последующем продавать урожай было выгоднее.
«На днях отправили человека в Китай — посмотреть, что можем покупать там оптом: технику либо удобрения, чтобы дешевле себестоимость была, — рассказал Бобырь. — Но процесс этот долгий».
А пока фермеры живут по такому принципу: сейчас работаем, сводим концы с концами, осенью долги раздаем, а потом опять весна. Каждый тут сам за себя: денег и специалистов на модернизацию нет.