Продолжение. Начало в «АиФ» № 6 от 8.02.2012 г.
Порт-Судан - это большой и очень жаркий порт на северо-востоке Судана, чисто рыночный город, ещё не растерявший своего былого колониального очарования, отправной пункт для любителей дайвинга, а также место, в котором всегда сухо, несмотря на присутствие моря. Мужчины ходят со средневековыми мечами на широкой кожаной перевязи и не курят кальян, лица мусульманок, закрытые хиджабами, соседствуют со свободными нравами женщин из нубийских племён, а в местном аэропорту имени Усамы бен Ладена строго-настрого запрещено пропускать в страну туристов с израильской визой.
Недавно в этом не особенно доступном для большинства туристов месте побывал действительный член Русского географического общества, специалист по подводной археологии и руководитель экспедиционного клуба «Архео» Александр Ингилевич. Во время экспедиции по Северной Африке он познакомился с местными достопримечательностями, а затем рассказал об этом «АиФ».
В галабее на тук-туке
- Порт-Судан, построенный англичанами в начале XIX в., предназначался для замены старого портового города Суакин, ныне заброшенного из-за роста коралловых рифов. От аэропорта, названного в честь его строителя - террориста № 1, туда можно доехать за полчаса на автобусе. Уже на автовокзале, окружённый толпой, торгующей всем, что только можно продать и купить в Северной Африке, ты понимаешь, что все дороги Судана сходятся именно здесь - в единственном порту этого не слишком богатого государства.
Весь этот пыльный и хаотично разросшийся город теснится вокруг самого порта и нескольких автобусных станций со старыми-старыми автобусами из числа тех, что сегодня можно увидеть только в чёрно-белых кинолентах. Эти рыдваны, щедро разукрашенные арабской вязью, разъезжаются отсюда во все концы страны. Суданцы путешествуют в них вместе с деревянными клетками, в которых квохчут и трепыхаются куры, с козами и прочей домашней скотиной. А сам Порт-Судан представляет собой один очень большой рынок.
Туда съезжаются жители не только со всего Судана, но и из соседних Египта, Ливии, Чада, Южного Судана, Эритреи, Эфиопии и Центрально-Африканской Республики, не говоря уже об уроженцах Нубии - исторической области в среднем течении Нила. В порт-суданской толпе можно увидеть всё население страны в его процентном соотношении: 50% нубийцев и 40% арабов, а остальные - представители местных племён.
Эти племена, и сегодня занимающиеся кочевым скотоводством и земледелием, не признают жёстких законов шариата, по которым живут «городские» арабы. Язычники-беджа, разодетые в живописные национальные костюмы, и их женщины, не особенно стесняющие себя одеждой, резко контрастируют с арабами-мусульманами, которые почти поголовно ходят в одинаковых белых одеждах: длинной просторной рубахе до пят без воротника и с широкими рукавами, называемой галабея, и шапочке. И тем более с арабскими представительницами прекрасного пола, лица которых наглухо закрыты хиджабом. Однако все вокруг одинаково чёрные: и суданцы, и нубийцы, и арабы, и кочевники. Но чернее всех всё-таки нубийцы, цвет кожи которых чёрен настолько, что иногда кажется фиолетовым.
Центр города застроен нехарактерными для Судана «европейскими» кварталами: старые двухэтажные неремонтирующиеся дома с облупившимися стенами и деревянными балконами в трогательном ностальгическом стиле. На окраинах два порта - сухогрузный Шамаль Мина и контейнерный Жануб. Проникнуть на их территорию можно только по специальным пропускам, которые после долгих препирательств и привычных для этих мест взяток можно получить в местном отделении полиции. Есть и пассажирский причал: из Порт-Судана, как когда-то из Суакина, регулярно отправляются паромы с паломниками в святые места Саудовской Аравии - Мекку, Медину и Джидду.
Местная валюта - суданский динар с ориентировочным курсом 240 динаров за доллар США. Обменный пункт можно найти в холле отеля «Хилтон» на городской набережной. Туристы обычно проводят там один день или ночь, пересаживаясь с самолёта на сафари-бот или отправляясь дальше в столицу Хартум. Вместо такси популярны тук-туки - мотоколяски, в которые вмещаются один, два или три пассажира. От набережной до рынка вас довезут на ней за 5 динаров, а в более отдалённые районы - за 10-20.
Чай вместо кальяна
Что самое интересное - жители Порт-Судана ходят с мечами. Прямо по центру города. Больше я такого не видел нигде. По традиции, каждый уважающий себя суданец должен иметь обоюдоострый меч - настоящее холодное оружие, которое обычно носят на широкой кожаной перевязи через плечо. Свободно продаются такие мечи и в местных лавках. Вывезти их из Судана можно, а вот ввезти в другую страну - уже вряд ли. Это не сувенир, а абсолютно утилитарный инструмент: очень длинный, грубо сработанный и по-своему красивый. Если нет меча, подойдёт и нож типа кинжала - тоже обоюдоострый, из хорошей стали, с рукоятью из верблюжьей кости. К нему прилагаются ножны из кожи верблюда, отороченные верблюжьей же шерстью. И кинжал, и рукоять, и ножны можно купить отдельно.
Бродя по одному из рынков, я поостерёгся покупать меч, но не удержался и решил приобрести кинжал. Казалось, что уж там-то можно заполучить его задёшево. Но лишь только я обратился к продавцу по-английски, вокруг моментально сгрудилась толпа галдящих суданцев, которые при виде редкого в этих местах белого человека - туриста пришли в радостное возбуждение от возможности помочь ему и заодно пообщаться. Меня тут же атаковали советами. После долгих переговоров удалось выторговать нож за 20 долларов. Для суданца это сумма огромная, а в европейском арт-салоне, например, его купили бы за гораздо большие деньги. Однако торговаться всё равно стоило - в Cудане это дело принципа.
После «шоп-тура» можно прогуляться по городу. Первые этажи колониальных двухэтажек заняты кофейнями. Однако в них вы не встретите людей, курящих шишу - яблочный или другой кальян, что очень распространено в том же Египте. Но зато везде можно выпить крепкого сладкого чёрного чаю, и на каждом углу продаются фрукты.
А уезжая обратно в аэропорт, надо помнить, что суданские таможенники с философским спокойствием реквизируют все раковины и другие морские сувениры, которые вы с таким усердием насобирали на белоснежных пляжах и коралловых рифах, окружающих Порт-Судан. А въезд в страну категорически закрыт для тех, у кого в паспорте есть израильская виза или даже отметка об отказе в ней.
Рассказ о погружении в глубины коралловых рифов редко посещаемой части Судана читайте в ближайших номерах.
Из «АиФ. Без границ» № 8, 2012 г.