Примерное время чтения: 7 минут
1661

От Ту-144 до «Стрижа». Будет ли в России новая эра гражданского сверхзвука?

Ту-144 в Музее техники Зинсхайме, Германия.
Ту-144 в Музее техники Зинсхайме, Германия. istockphoto.com

В России вновь заговорили о необходимости появления сверхзвуковой гражданской авиации. Причем речь не о прогнозах экспертов, а о лицах, облеченных полномочиями.

«Для создания такого лайнера у нас все необходимые наработки»

Министр транспорта РФ Виталий Савельев в рамках «Транспортной недели 2023» заявил, что в условиях нашей страны с ее огромными территориями без гражданского сверхзвука не обойтись.

«Наша страна уже имеет опыт соответствующих разработок и, что важно, опыт эксплуатации сверхзвукового самолета Ту-144. Да, эта машина опередила свое время, и сегодня для создания такого лайнера на новой технологической базе у нас все необходимые наработки», — приводит РИА Новости слова министра.

Между тем в 2023 году исполнилось 45 лет с момента вывода из эксплуатации единственной советской модели сверхзвукового гражданского авиалайнера — Ту-144.

Гонка за первенство

Идея перехода гражданской авиации на сверхзвук активно продвигалась в 1960-х годах. В итоге же реализовали всего два проекта — англо-французский «Конкорд» и советский Ту-144.

Свой первый испытательный полет Ту-144 совершил 31 декабря 1968 года, опередив конкурента на два месяца. Он также стал первым пассажирским лайнером, преодолевшим звуковой барьер, — это произошло в июне 1969 года.

Уверенную поступь самолета нарушила катастрофа на авиасалоне во французском Ле-Бурже. Ту-144 упал во время демонстрационного полета. Погибли шесть членов экипажа и восемь человек на земле.

До стадии эксплуатационных испытаний самолет добрался в декабре 1975 года. На трассе Москва — Алма-Ата происходили тренировки экипажей и служб аэродромного обеспечения. Полеты выполнялись раз в неделю, в ходе них самолет наполняли почтой и грузами.

Сказка, ставшая былью

Программа испытаний завершалась двумя техническими рейсами с пассажирами. Они состоялись 20 и 21 октября 1977 года. Пилотам, стюардессам, всем службам предстояло провести, так сказать, «генеральный прогон». Пассажирами стали работники КБ и предприятий, доводивших до ума Ту-144. Допускали на рейс самых лучших, ударников труда. Даже бортовое меню на этих испытательных рейсах было таким же, каким предстояло кормить настоящих пассажиров.

29 октября 1977 года Ту-144 получил сертификат летной годности, получив право на пассажирские перевозки. А уже 1 ноября того же года советское телевидение сообщило о начале сверхзвуковых пассажирских перевозок на линии Москва — Алма-Ата.

Ту-144 мог садиться и взлетать в 18 аэропортах СССР, но предполагалось, что сначала он будет возить пассажиров только в столицу Казахской ССР.

Первый регулярный рейс Ту-144 начался 1 ноября 1977 года в 9 часов 03 минуты. В 11 часов 03 минуты самолет сел в Алма-Ате, доставив к месту назначения 80 пассажиров.

Ту-144 стал символом мощи советской гражданской авиации. Чрезвычайно комфортные условия для своего времени, хорошо обученные, всегда улыбающиеся бортпроводницы, почти космические ощущения при взлете, полет на высоте 17 тыс. метров со скоростью 2300 км в час. На борту подавали бутерброды с черной икрой, коньяк, вино, дефицитную сырокопченую колбасу — в общем, те советские граждане, которые хоть раз летали на Ту-144, получали воспоминания на всю оставшуюся жизнь.

Еще одна катастрофа

23 мая 1978 года в ходе испытательного полета в окрестностях города Егорьевск потерпел катастрофу Ту-144Д с бортовым номером СССР-77111. Самолет выполнял контрольно-приемочный полет перед тем, как быть переданным для пассажирских перевозок. Но неожиданно на борту начался пожар, который стремительно распространялся.

Пилотам удалось посадить горящую машину на поле неподалеку от Егорьевска и эвакуироваться. Два члена экипажа погибли, а самолет — сгорел полностью.

Довольно быстро установили, что причиной пожара стали изменения в конструкции топливной системы, которые не имели отношения к уже летающим экземплярам Ту-144. Тем не менее полеты лайнеров были приостановлены.

Министерство гражданской авиации потребовало от КБ Туполева оформления специального решения о продолжении эксплуатации, и 29 мая 1978 года оно было оформлено.

Не оправдавшие надежд

Однако в новый регулярный рейс Ту-144 так и не вышел. Официально было заявлено, что идет работа над новыми, более совершенными двигателями. Модифицированный лайнер действительно стал выполнять полеты, но не пассажирские, а грузовые.

40 лет тому назад, в 1983 году, программу Ту-144 закрыли. Имевшиеся самолеты передали для экспериментальных работ.

Противники Ту-144 утверждали, что лайнер ненадежен, а полеты на подобных скоростях опасны для пассажиров. Кроме того, для сверхзвукового лайнера требовалось более совершенное оснащение аэродромов.

Но главным аргументом называлась нерентабельность — Ту-144 сжигал огромное количество топлива, и стоимость билетов на него для окупаемости должна была бы быть просто космической. В итоге было решено, что лайнер невыгоден и перспектив не имеет.

«Конкорд» летал намного дольше, но столкнулся фактически с теми же проблемами — слишком дорого и слишком сложно. В итоге вместо «рабочей лошадки» мировой авиации он стал престижным аттракционом, конец которому положила катастрофа 2000 года под Парижем. В ней погибло 113 человек.

Специалисты в области авиации полагают, что Ту-144 и «Конкорд» значительно опередили свое время. Вопрос в том, пришла ли пора их наследников?

Разговоры об этом в нашей стране ведутся как минимум в течение последнего десятилетия.

«Стриж» — первая ласточка?

В 2020 году генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кирилл Сыпало заявил о формировании технического предложение по проекту перспективного сверхзвукового гражданского самолета (СГС) «Стриж». Речь шла о сверзвуковом бизнес-джете вместимостью до шести человек.

Летом 2023 года на Евразийском аэрокосмическом конгрессе проект «Стрижа» презентовал гендиректор НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Андрей Дутов. Концепция бизнес-джета сохранилась, однако вместимость существенно увеличилась — речь идет о 20-25 пассажирах.

Самолет сможет развивать скорость до 1900 км в час, а дальность полета составит до 11 тыс. км.

По словам Дутова, демонстратор «Стрижа» может быть представлен в 2029 году.

Конечно, это опять-таки не полноценная «рабочая лошадка» для масштабных авиаперевозок, но данный проект может стать первым шагом к новой эре гражданского сверхзвука.

На пути к этому есть немало очевидных и скрытых препятствий, но, кажется, имеется и сильное желание все это преодолеть.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах