Примерное время чтения: 7 минут
3237

О спорт, ты с кем? Николай Валуев о политических играх на Олимпиаде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. Собаки: герои или изгои? 09/02/2022 Сюжет Зимняя Олимпиада-2022 в Пекине
«Мы не раз доказывали, что мы сильнейшие».
«Мы не раз доказывали, что мы сильнейшие». / Алексей Витвицкий / АиФ

Мир спорта пытаются разделить на «мы» и «они». Навсегда?

Олимпиаду-2022 в Китае в той или иной мере бойкотируют 10 стран, в числе которых США, Великобритания, Канада, Австралия, Бельгия, Дания и Япония. Это, конечно, не так много по сравнению с Олимпиадой-1980 в Москве, когда число бойкотирующих стран было в 6 раз больше. Но, по сути, история повторяется. Почему Олимпийские игры стали разъединять народы, а не объединять их? Как чувствуют себя в такой ситуации наши спортсмены? Об этом «АиФ» поговорил с экс-чемпионом мира по боксу, депутатом Госдумы Николаем Валуевым.

Спортсмены не должны быть заложниками политических игрищ и интриг, но, по сути, таковыми являются. На Олимпиаде 1980 г. в Москве мы тоже проходили бойкот западных чиновников, так что китайцев понимаем.

Спортсмены — заложники

Владимир Кожемякин, «АиФ»: Николай, на Олимпиаде мы снова без флага и гимна. Каково России и нашим спортсменам оказаться в положении полуизгоев?

Николай Валуев: Никто, конечно, не в восторге от этого, но, думаю, скоро придёт понимание, что такое отношение — навсегда. По причине того, что между странами, которые представлены в МОК и ВАДА, существуют слишком большие геополитические споры. Кстати, не мы одни «изгои» в гордом одиночестве: в похожей ситуации сейчас спортсмены из Белоруссии, Северной Кореи, других стран, в том числе и самого Китая. Однако китайские спортсмены тоже, например, попадались на допинге, но речь о дисквалификации всей команды, лишении флага и гимна не шла. Причина в том, что Китай экономически сильнее России, и американцы вынуждены это учитывать. А над русскими из тех же соображений можно и поиздеваться.

— Надо ли нашим спортсменам это терпеть или, может, стоило хлопнуть дверью?

— Спортсмены не должны быть заложниками политических игрищ и интриг, но, по сути, таковыми являются. На Олимпиаде 1980 г. в Москве мы тоже проходили бойкот западных чиновников, так что китайцев понимаем. Но есть и различия. Тот бойкот выражался в массовом неприезде спортсменов: игры бойкотировали более 60 стран, включая Соединённые Штаты, Канаду, Японию, Турцию, ФРГ и даже Китай. Например, Олимпийский комитет США заявил, что их команда на советские игры не поедет вообще. Сегодня в Пекине происходит другой демарш — дипломатический бойкот официальных делегаций. Страны — его участницы не отправили в Китай своих высокопоставленных чиновников, но при этом не хотят закрывать соревнования для своих спортсменов. И это неудивительно, поскольку по правилам МОК бойкот Олимпиады чреват тем, что спортсмены устроившей его страны будут дисквалифицированы и не смогут поехать на следующие игры.

Однако и «полубойкот», неприезд официальных делегаций — не такая уж безобидная вещь. Ведь делегация — это не только чиновники, представители каких-то министерств. Это и огромное количество людей, призванных оперативно решать возникающие на соревнованиях вопросы, в т. ч. юридические: например, кто-то должен подавать протесты в случае неправильного судейства. Если такая «команда поддержки» не приедет, то, значит, и некому будет помогать спортсменам-соотечественникам.

«Политика на ринге не поможет»

— Украинским спортсменам запретили находиться рядом с российскими и флагом ОКР и говорить на русском языке — даже тем, для кого он родной. Вам это не кажется диким? Мы снова увидим, как украинцы будут шарахаться от наших, если окажутся с ними на одном пьедестале?

— Правила соревнований гласят, что только непредвиденные обстоятельства могут позволить спортсмену не идти на пьедестал. Например, травма. Запреты и рекомендации чиновников какой-то страны не входят в этот очень короткий перечень. Олимпийская хартия достаточно жёстко относится к любым выражениям неприязни у спортсменов, в том числе и таким. Дисквалифицировать за это, скорее всего, не станут, но могут оштрафовать.

Политика тебе на ринге не поможет, если не говорить о вопиющих случаях в судействе. И на беговой дистанции, при стрельбе из лука, во время заплыва в бассейне — тоже.

— На память приходит знаменитый бой Рокки в одноимённом фильме с советским боксёром-гигантом: по сюжету американец был почти на голову ниже русского и всё равно победил его. Сегодня Россия экономически слабее США и НАТО, но может их побеждать — не оружием, так упорством, стойкостью. То есть мы — вроде Рокки на мировом ринге?

— И у Рокки, и у его соперника из СССР, по сути, были одинаковые возможности. Разница в антропологии тут не столь важна. Рост, вес и мускульная сила боксёра не играют решающей роли в поединке. Хотя низкорослым спортсменам, конечно, тяжело выигрывать у боксёров-великанов: шансы не совсем равны. Но всё же они есть, надо только уметь воспользоваться решающим моментом.

Фильм «Рокки» посчитали излишне политизированным, но я этого не вижу. В том числе не вижу явного уничижения советского боксёра, который был жестоким, мощным, но проиграл бой. В этой картине показано торжество духа спорта — то, что и хотелось бы всегда видеть на соревнованиях. Политика тебе на ринге не поможет, если не говорить о вопиющих случаях в судействе. И на беговой дистанции, при стрельбе из лука, во время заплыва в бассейне — тоже. Про это и кино. Я люблю фильмы о Рокки, потому что в них показаны психологические мотивы людей, а не их идеологические предпочтения.

Допинг в спорте был всегда. С того времени, когда древнегреческие борцы поняли, что, если загодя обмазать тело скользким маслом, сопернику будет тяжело тебя удержать.

«Они» и «мы» — это тупик

— Как вообще мировая политика вмешивается сегодня в большой спорт?

— В профессиональный спорт она вмешивается мало: там царят деньги. Всё решают экономические интересы. Поэтому о политике мировые импресарио, устроители всевозможных турниров по разным видам спорта думают меньше всего. А некоторые просто откровенно «посылают» куда подальше Международный олимпийский комитет с его жесточайшими допинговыми нормами, правилами соревнований и допуска к ним. Тому примеры — НХЛ, профессиональная лига американского футбола, Национальная баскетбольная ассоциация Северной Америки. Они уж точно не подстраивают под это свои графики или могут, скажем, решить не отправлять своих спортсменов на Олимпийские игры. МОК благополучно это проглатывает и живёт с этим. А сам тем временем всерьёз посматривает на всё большую коммерциализацию олимпийского спорта, и в скором будущем некоторые классические его виды, не получившие должной раскрутки и спонсорских вливаний, окажутся исключены из списка в угоду более молодым, прибыльным и капиталоёмким видам соревнований.

— Говорят, что Олимпиады в нынешнем их виде потеряли смысл, во всяком случае тот, который вкладывал в них Пьер де Кубертен, поскольку спорт на них уступил место допингу и золотому тельцу. Вы согласны?

— Допинг в спорте был всегда. С того времени, когда древнегреческие борцы поняли, что, если загодя обмазать тело скользким маслом, сопернику будет тяжело тебя удержать. Сегодня к этому добавились сложные химические соединения. Человек будет и дальше придумывать, как ему быть сильнее в спорте. Когда он полностью исчерпает свои возможности и стимуляцию допинга, быть может, придумают нечто из области генного модифицирования — способность менять своё тело на уровне ДНК. А потом тоже запишут это в список запрещённых приёмов. Так же неистребима, как мы видим, и коммерциализация спорта, которой, впрочем, можно противостоять, соблюдая честные правила соревнований. Отменять из-за всего этого Олимпиады было бы глупо.

Мы не раз доказывали, что мы сильнейшие. Сделать это снова в миллион раз важнее, чем развернуться, хлопнуть дверью и уйти.

— И всё-таки объединяет сегодня большой спорт разные страны или разъединяет? По-прежнему ли актуален девиз «О спорт, ты — мир!»?

— До сих пор пока ещё да. Но мир спорта пытаются, так сказать, разделить на «мы» и «они» — как и в политике. В спорт это пришло из-за санкций, преследований, в угоду геополитическим раскладам, которые являются прежде всего производными экономических войн. Но такое разделение — это тупик. В такой ситуации надо всеми возможными способами морально поддерживать наших чемпионов. Пропуск очередной Олимпиады для спортсмена, как правило, становится личной трагедией: он остаётся без наград и, в общем-то, без мечты, потому что век его в спорте не так уж долог — происходит естественное старение организма, и никуда не денешься — надо сходить с дистанции из-за возраста.

Мы не раз доказывали, что мы сильнейшие. Сделать это снова в миллион раз важнее, чем развернуться, хлопнуть дверью и уйти. Оттого что некоторые из наших ребят уже успели повыступать под нейтральным флагом, менее значимыми их победы на Олимпиадах не стали. Лучше так, чем вообще не иметь новых олимпийских чемпионов в стране и ярких примеров для молодых.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы