Современный спорт высших достижений в 2020 году представляет собой довольно странную систему правил, которую можно охарактеризовать известной формулой «Все равны, но некоторые равнее».
Пока российские спортсмены ждут разбирательства в Спортивном арбитражном суде, где должен быть дан ответ на вопрос, смогут ли они участвовать в ближайших Олимпиадах под национальным флагом, Великобритания игнорирует запросы Всемирного антидопингового агентства (WADA), касающиеся перепроверки допинг-проб одного из свои самых успешных легкоатлетов Мо Фара.
Британская звезда из Сомали
Мо Фара, или сэр Мохамед Муктар Джама Фара, — легенда и гордость британской легкой атлетики.
Будущий спортсмен родился в столице Сомали Могадишо. Из охваченной гражданской войной страны Мо вместе с братом и сестрой отправили к бабушке в Джибути. В 1992 году отец мальчика, работавший в Лондоне, забрал его в Великобританию. В Британии Мо стал заниматься бегом и в 13 лет занял 9-е место на первенстве Англии по кроссу среди школьников. Большинство его соперников были на несколько лет старше, поэтому специалисты предрекли Мо большое будущее. В 2001 году британец стал чемпионом Европы среди юниоров на дистанции 5 000 метров.
В 2010 году на чемпионате Европы в Барселоне он победил на дистанциях 5000 и 10 000 м, на чемпионате мира в Тэгу в 2011 году выиграл золото на 5000 м и серебро на 10 000 м.
А в 2012 году Мо Фара свел Великобританию с ума. На «домашней» Олимпиаде-2012 в Лондоне он выиграл две золотые медали, победив на дистанциях 5000 м и 10 000 м. Во время финальных забегов стадион буквально ходил ходунов, публика ревела от восторга.
За великолепное выступление на Играх бегун был возведен в степен командора Ордена Британской империи.
Фара продолжал побеждать. Он выиграл еще две золотые медали на Олимпиаде-2016, довел количество побед на чемпионатах мира до шести, а на чемпионатах Европы — до семи. После этого британец сообщил, что решил перейти в марафонский бег. Правда, Фара не исключал своего возвращения на дистанции 5000 м или 10 000 м на чемпионате мира-2019 или на Олимпиаде-2020.
Однако в последнее время его имя стали все чаще произносить не в связи с рекордами и победами, а в связи с расследованиями применения допинга.
«Порочный» тренер и отречение ученика
В октябре 2019 года Антидопинговое агентство США (USADA) дисквалифицировало тренера Альберто Саласара на 4 года за нарушение антидопинговых правил. Вердикт был вынесен по итогам четырех лет расследований и судебных разбирательств.
С 2011 года Саласар работал в тренировочном центре в Орегоне. По версии USADA, сам тренер и врач центра Джеффри Браун хранили и распространяли запрещенное вещество, повышающее работоспособность и уровень тестостерона, а также применяли или пытались применить запрещенные методы в работе с легкоатлетами. Саласар свою вину отрицает категорически, однако его аргументы сочли несостоятельными. Главной звездой тренировочного центра Саласара являлся Мо Фара, который за период сотрудничества с тренером выиграл четыре золота Олимпиад и шесть раз побеждал на чемпионатах мира.
Командор Ордена Британской империи от Саласара отрекся. «Рад, что Антидопинговое агентство США (USADA) спустя 4 года завершило расследование в отношении Альберто Саласара.
«Я покинул орегонский проект в 2017-м, но, как я всегда говорил, я не приемлю, когда кто-то нарушает правила или пересекает черту. Решение вынесено, и я рад, что наконец-то дело завершено», — сказал бегун.
В интервью Би-би-си Фара отверг подозрения в том, что он употреблял запрещенные препараты: «Все это касается не Мо Фара, а Альберто Саласара. Я не Альберто. Мне никогда не давали ничего запрещенного. Я не принимаю тестостерон или что бы то ни было. В то время я не видел никаких нарушений во время тренировок в лагере. Я не сделал ничего плохого, не провалил ни одного допинг-теста, и я рад, что меня постоянно проверяют в любом месте. Против меня нет никаких обвинений. Я разочарован вами, журналистами. Саласар заверял меня, что все обвинения в его адрес — это неправда. Он давал мне обещания. Это была ложь». Кроме того, легкоатлет намекнул, что упоминания его имени в связи с допингом — это настоящий расизм.
В ноябре 2019 года WADA объявило, что организация проведет проверку спортсменов, которые тренировались под руководством Альберто Саласара.
Британия не хочет передавать допинг-тесты своей легенды
Запросили и пробы Фары, которые находятся на хранении в Британском антидопинговом агентстве (UKAD).
Нужно отметить, что пока ни один из добившихся серьезных успехов бегунов группы Саласара не был уличен в применении допинга, так что говорить о том, что Мо Фара побеждал при помощи «препаратов» как минимум рано.
Однако UKAD довольно категорично объявил, что не собирается передавать пробы четырехкратного олимпийского чемпиона WADA.
«Мы поддерживали USADA в их расследовании против проекта Саласара. Мы никогда не проявляли враждебности или нежелания помочь. Но в случае вскрытия пробы каждый раз, когда ты размораживаешь и замораживаешь ее опять, ты повреждаешь образец, — заявила в интервью изданию The Guardian генеральный директор UKAD Николь Сапстед. — Я четко сказала представителям USADA: "Вы должны предоставить мне заслуживающие доверия доказательства того, что там действительно что-то есть, а не просто закидывать удочку наудачу в надежде что-то найти. Я не собираюсь рисковать пробами, которые мы держим в хранилище, поскольку в будущем они могут понадобиться нам при перепроверке, когда наука продвинется вперед и появятся новые методы анализа"».
Госпожа Сапстед дала понять, что не собирается следовать требованиям WADA: «Если кто-то хочет провести повторный анализ образца, он должен иметь основания на это. На мой взгляд, все пробы, хранящиеся в UKAD, являются собственностью UKAD».
«Очень неуклюжий подход»
Спортивные функционеры Великобритании, в том числе боссы UKAD, находятся в числе тех, кто последовательно добивается самых жестких санкций в отношении российского спорта. И вдруг выясняется, что для себя они решили установить несколько иные правила.
Российский чемпион мира в беге на 110 м с барьерами Сергей Шубенков, разместив у себя в Twitter ссылку на слова Сапстед, иронически спросил: «А че, так можно было?»
Даже немецкий журналист Хайо Зеппельт, сделавший себе имя на «допинговом деле России», вынужден был признать: «Очень неуклюжий подход для UKAD в том, что они отказались выдавать пробы Фары из-за расследования по Альберто Саласару. Им не стоит удивляться, что их критикует Россия. Это и правда создает облако недоверия».
«Всемирный антидопинговый кодекс и стандарты WADA едины для всех. Будь то Британское антидопинговое агентство, РУСАДА или какое-то другое. В противном случае система не работает. Поэтому я считаю, что UKAD не должно чинить никаких препятствий при передаче проб, — заявила ТАСС заместитель генерального директора РУСАДА Маргарита Пахноцкая. — Согласно пункту 6.5 Всемирного антидопингового кодекса, последующий дополнительный анализ допинг-проб может быть проведен в любое время исключительно по указанию антидопинговой организации либо по указанию WADA. Любая непрозрачность с любой стороны, и речь сейчас идет не только про UKAD, создает стену недоверия к антидопинговой системе страны и, соответственно, ее спортсменам как части системы».
WADA не хочет ссорится с Великобританией. Но репутация агентства висит на волоске
Повторим, на сегодняшний день нет никаких доказательств того, что четырехкратный олимпийский чемпион Мо Фара принимал допинг. Но когда Британское антидопинговое агентство отказывается выдавать пробы, а сам спортсмен начинает рассуждать о том, что все подозрения — это расизм, поневоле задумаешься о том, что происходит.
Руководство WADA оказалось в очень неприятной ситуации. Если не настоять на своем, репутация организации может понести непоправимый ущерб. Но и острый конфликт с Великобританией не сулит WADA ничего хорошего. За происходящим в «деле Мо Фара» с интересом наблюдают в России. И непоследовательность WADA, вне всяких сомнений, будет использована российскими спортивными чиновниками против Всемирного антидопингового агентства. На войне как на войне.