Русский Джордан, белый Коби Брайант, Леброн Джеймс с востока... Сергея Белова можно награждать какими угодно эпитетами и каждый из них будет сильно проигрывать тому, кем для российского баскетбола действительно был Сергей Белов.
Человек-эпоха. Не о многих спортсменах можно сказать такое. Сергей Белов — один из немногих. Все помнят его однофамильца Александра, бросок которого на последних минутах финального матча на Олимпиаде-72 принес СССР победу над американской дрим-тим, составленной из игроков НБА. Но мало кто знает, что из 51-го очка, который набрали советские игроки в том матче, 20 на свой счет записал именно Сергей Белов. Без него не было бы и тех последних секунд, того напряжения, тех золотых наград. Без него не было бы и двух побед на чемпионатах мира по баскетболу, и четырех побед на Евробаскете.
И поэтому именно ему, а не кому-то другому высшее руководство Советского Союза доверило зажечь Олимпийский огонь Игр 1980 года, столицей которых стала Москва — величайшая честь, которой только мог удостоиться советский спортсмен.
Но Белов был не только великим баскетболистом. Даже по окончании спортивной карьеры он продолжал идти со своим любимым видом спорта по жизни рука об руку. Причем его лучшие качества проявлялись в самые критические моменты отечественного баскетбола.
То в 1993 году он взвалит на свои плечи управление всем российским баскетболом, который находился в глубоком упадке. Какой может быть баскетбол, когда в Москве танки по правительственным зданиям стреляют. А Белову было дело. Но что ты может сотворить с командой, если ей приходится играть на чемпионате Европы в форме, которая осталась от сборной СНГ после Олимпиады 1992 года? Только чудо. И во-многом благодаря профессионализму и той страсти, которая была у Сергея Белова, нашей сборной удалось не только поехать на соревнования, что и так было под вопросом, но и занять там второе место.
А год спустя Белову-президенту федерации баскетбола пришлось взять на себя ответственность еще и главного тренера. Конечно, в его тренерской карьере была и неудача на Евробаскете-95, но ведь были и победы. Другим словом два серебра чемпионатов мира не назовешь. К этому можно прибавить еще и бронзу чемпионата Европы 1997 года.
Год спустя Белов покинул все свои высокие посты и хотел было отдохнуть от большого спорта, взять небольшую передышку. Но тут поступило предложение из Перми — принять под свое крыло местный «Урал-Грейт». Предложение абсурдное, смешное и нереальное. В 1998 году мало кто из российских любителей спорта слышал про существование такого клуба. По сегодняшним меркам это было, сравни тому, что Зинэтула Билялетдинов уйдет из сборной России по хоккею накануне Олимпиады в Сочи и примется развивать баскетбол где-нибудь во Владивостоке. Нереально! Но Белов согласился.
Согласился и сотворил практически невозможное. Спустя всего год после подписания контракта с пермской командой, в 1999 году, Сергей Белов с подопечными отпраздновали завоевание серебряных медалей чемпионата России. А еще два года спустя Белов спихнул с трона вечных чемпионов страны клуб, в котором он стал великим баскетболистом, московский ЦСКА. «Урал-Грейт» Белова завоевал золото — об этом еще три года назад и подумать было бы невозможно.
И ведь Белова настигло не только российское признание. Его вклад в мировой спорт доказывает сам факт вхождения в зал славы мирового баскетбола. Он стал первым неамериканцем, который удостоился этой чести. А в 1991 году Международная баскетбольная ассоциация признала его лучшим европейским баскетболистом всех времен.
Белов всю жизнь был борцом, и остался борцом до конца, проиграв тяжелой болезни в ожесточенном бою. Обидно, что такой человек ушел из жизни в тот момент, когда российский баскетбол переживает, возможно, самые тяжелые времена в своей истории. Вместо того, чтобы с гордостью взглянуть в последний раз на великую сборную, Белов увидел развалины замка, который он по кирпичику выстраивал на протяжении всей своей жизни.