Тема «красных линий» начиная с 2022 года была одной из самых обсуждаемых. Где проходят эти виртуальные барьеры и что за ними следует — об этом спорят до сих пор.
«Это фарс, нарушаются принципы МОК и ООН»
Но, кажется, самая размытая ситуация сложилась в спорте. Тут совершенно непонятно, что для нас допустимо, а что нет.
Напомним, в 2022 году, после начала СВО, с подачи Международного олимпийского комитета произошло тотальное отстранение россиян, а заодно и белорусов, от международных соревнований.
Никакими нормами международного спортивного права такие меры регламентированы не были. Спорт просто превратили в инструмент политического давления. Исключением стал теннис, где россиянам дали возможность выступать, пусть и в нейтральном статусе.
В конце марта 2023 года Международный олимпийский комитет назвал критерии допуска россиян и белорусов к международным стартам. Помимо нейтрального статуса, включающего запрет на использование любой государственной символики даже в соцсетях, россиян и белорусов не допустят к стартам в командных дисциплинах. Они не должны быть связаны с силовыми структурами, а также кандидаты не должны быть замечены в какой-либо поддержке СВО.
Министр спорта России Олег Матыцин так высказался об «условиях Баха»: «Рекомендации МОК классифицировать российских спортсменов неправомерны, а отдельное решение по командным видам спорта откровенно дискриминационно. Нашим спортсменам предлагают войти в приоткрытую дверь, при этом создавая дополнительные препятствия».
Глава Олимпийского комитета России (ОКР) Станислав Поздняков также не был в восторге: «Решения исполкома — это фарс, нарушаются принципы МОК и ООН. Мы требуем равных условий для спортсменов всех стран».
Роковой лайк фехтовальщицы Кобзевой
А вот свежее выступление господина Матыцина во время Петербургского экономического форума: «Считаю необходимым вести равноправный диалог со всеми федерациями, не надо никуда проситься. Я против дискриминации, в том числе по нейтральному статусу. Некоторые федерации также предлагают подписывать некоторые декларации, что является абсолютно недопустимым... Уверен, что градус снизится, мы будем выступать, но проситься куда-то и кого-то умолять мы не будем.
Мы — самодостаточная страна, были предложены Игры БРИКС, президент одобрил эту инициативу. Мы будем приглашать не только страны БРИКС. Нужно показать, что спорт является объединяющим фактором».
Все это звучит так, будто дискриминационные условия Томаса Баха для российских спортсменов неприемлемы и выступать с такими ограничениями они не будут. Но на деле не все так просто.
Накануне стало известно, что российская фехтовальщица Валерия Кобзева не допущена до чемпионата Европы-2023. Произошло это на основании жалобы... представителей Украины. Крамолу нашли в соцсетях. Якобы фехтовальщица ставила лайки на странице спортклуба ЦСКА в соцсети, что расценили как поддержку российской армии, а, следовательно, и поддержку СВО.
Отвратительная история — тут вам и «стукачество», и вмешательство в частную жизнь, и полный демонтаж всех спортивных принципов.
Но для тех, кто наблюдает за ситуацией давно, неожиданностью стало то, что российские фехтовальщики вообще не собирались отправляться на ЧЕ-2023.
Пообещать — не значит жениться?
В мае глава ОКР и олимпийский чемпион по фехтованию Станислав Поздняков написал в своем Telegram-канале: «Позиция едина — участвовать наши фехтовальщики будут только при наличии равных прав со спортсменами других стран, без надуманных и неправомерных параметров и прочих искусственных полос препятствий».
В том же мае президент Федерации фехтования России Ильгар Мамедов в беседе с ТАСС сообщил: «FIE (Международная федерация фехтования — прим. aif.ru) прислала нам список саблистов, которых они могут допустить на международные старты, — знакомых миру фамилий в нем нет. Нет Поздняковой, Великой, Егорян, Никитиной, Ибрагимова, Решетникова и многих других перспективных сильных ребят».
Далее господин Мамедов в беседе с «Матч ТВ» сказал следующее: «Делить сборную мы не намерены. Важно, что сейчас в списках нет тренеров, персонала, врачей и так далее, поэтому даже в теории никакой выезд на соревнования невозможен».
Вроде как все ясно — мы едины, условия неприемлемы, никто не поедет.
Теперь выясняется, что Кобзева была одной из шестерых спортсменов, которых все-таки отправили на чемпионат Европы. И пятеро допущенных, прошедших «чистилище», удовлетворяющих требованиям Томаса Баха, в болгарском Пловдиве выступят.
Выступаем потихоньку. И все требования выполняем
И фехтовальщики тут не первопроходцы. Сборная России по дзюдо съездила на чемпионат мира в Дохе без восьми человек, исключенных за поддержку СВО. Сборная России по тхэквондо съездила на чемпионат мира в Баку, куда не допустили наших олимпийских чемпионов Владислава Ларина и Максима Храмцова — они тоже не прошли проверку на «благонадежность».
А молодежная сборная России по борьбе должна была участвовать в чемпионате Европы в Испании, но делегации не дали виз. А вот юноши на аналогичном первенстве в Албании выступили.
Обращает на себя внимание то, что на этих стартах российские официальные лица внимания не заостряют — про них становится известно тогда, когда кого-то отстраняют или гремит скандал вроде истории с георгиевской лентой, как это было на первенстве в Дохе.
Получается максимально странная ситуация — официальные лица российского спорта говорят о недопустимой дискриминации, но при этом де-факто мы условия главы МОК приняли. И там, где на таких правилах, с проверкой лайков в соцсетях и с отказом от любого упоминания родной страны, российские атлеты выступают.