В мире существует лишь две гонки, сравнимых по уровню с марафоном «24 часа Ле-Мана» — Гран-при Монако «Формулы-1» и «500 миль Индианаполиса», самая престижная гонка США, проходящая по знаменитому овалу в штате Индиана. Выиграть все три заезда удалось лишь одному человеку — герою трасс 60-х и 70-х годов Грэму Хиллу. Среди пилотов нынешнего поколения добиться такого успеха пытался Жак Вильнёв, но канадскому чемпиону «Формулы-1» Ле-Ман так и не покорился.
В суточном марафоне участвуют свыше 50 экипажей, каждый из которых представлен тремя пилотами, меняющимися за рулём в ходе заезда. Эта гонка по большей части является соревнованием автомобилей, хотя и для любого гонщика победа здесь — одно из главных событий в жизни. Автомобили разделены на несколько категорий, в последние годы — на четыре: спортпрототипы LM P1 и LM P2, напоминающие дикий гибрид машины «Формулы-1» и истребителя, а также два зачёта спорткаров класса GT — для профессионалов и любителей.
![Старт с хода на соревнованиях 2008 года.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/810/63d8ad4bb1502b89171e493a84b220ec.jpg)
Если в LM P1 российских участников в этом году не было, то в остальных отечественные спортсмены были представлены довольно щедро. В младшей категории прототипов LM P2 по два автомобиля выставили российские команды SMP Racing и G-Drive Racing, а в зачёте LM GTE Am от SMP Racing также был выставлен автомобиль Ferrari 458 Italia. В общей сложности в Ле-Мане в этом году выступили семь российских гонщиков.
Гонка стартует в три часа дня, задача участников — проехать наибольшее число кругов за отведённые сутки. Командам необходимо отслеживать состояние шин, количество топлива и физическое состояние пилотов, чтобы вовремя провести замену — прямо во время пит-стопа гонщик покидает кокпит автомобиля, уступая его напарнику. Вместе с этим в любой момент может произойти авария, и трасса будет нейтрализована машиной безопасности — обгоны запрещены, все автомобили двигаются на медленной скорости. Влияние на ход заезда может оказать и погода, вот и в эти выходные в первые несколько часов прошли ливни — недолгие, но совершенно отчаянные.
Из-за первого ливня в крупную аварию угодили фавориты гонки — Audi и Toyota. Немецкая машина разбита вдребезги, в то время как японский автомобиль каким-то чудом добрался до боксов и спустя час уже вернулся в гонку. Ещё раньше технические проблемы возникли у Porsche — прототип потерял ход из-за падения давления топлива. Как и в случае с Toyota, механики оперативно устранили неисправность и отправили машину обратно на трек.
Главной изюминкой марафонных гонок является то, что одной скорости здесь недостаточно — чтобы финишировать первым, сперва необходимо финишировать. На протяжении четырнадцати часов заезд уверенно возглавляла Toyota, но сразу после начала очередной смены японского гонщика Казуки Накаджимы в автомобиле загорелась проводка — машина даже не добралась до боксов. Четырнадцать часов, в ходе которых многие посчитали судьбу гонки решённой, не значили ничего — Toyota потеряла всякие шансы на победу, хотя перед стартом считалась главным фаворитом.
На следующие несколько часов пришёл черёд Audi. Для ингольштадского концерна победа в Ле-Мане — это вопрос престижа марки: на биллбордах городов всего мира вместо рекламы очередной модели Audi регулярно размещает изображения своих триумфальных гоночных прототипов. Рассвет немецкая команда встречала на первой и второй позициях, но вскоре техническая неполадка отбросила один из экипажей на третье место, в то время как в лидеры вышел автомобиль № 1 — он попал в жуткую аварию в тренировках, гонщик получил сотрясение мозга и несколько царапин и перед стартом был заменён другим пилотом. И несмотря на всё это, за четыре часа до финиша лидировала именно эта машина, за рулём сидел Марк Жене — тот самый испанец, которого пригласили заменить Лойка Дюваля.
Однако стоило Жене уступить руль Тому Кристенсену, как на автомобиле возникли проблемы с коробкой передач, и многократный победитель этой гонки вынужден был почти 20 минут беспомощно наблюдать за усилиями механиков. Им всё же удалось оживить Audi, экипаж вернулся на трек, но уже лишь на третьей позиции с отставанием в четыре круга от нового лидера — Porsche, в погоню за которым бросилась другая Audi под управлением немецкого аса Андре Лоттерера…
До финиша оставалось три часа, а пару лидеров разделяли менее девяти секунд. Каждому предстояло совершить некоторое количество пит-стопов, но их точное число знали лишь стратеги команд. В Ле-Мане был уже полдень воскресенья, покинувшие на ночь трибуны зрители потихоньку возвращались и узнавали последние новости с трассы — о ночном сходе Toyota, о технических проблемах Audi, о неожиданном возвращении в лидеры Porsche. Вместе с этим болельщики просто ловили свой момент, когда мимо них пролетали максимально заряженные версии знаменитых спорткаров — Porsche 911, Aston Martin Vantage V8, Chevrolet Corvette.
Внутри трассы минимальное количество кафешек с напитками и простецкими сэндвичами, но вместо фаст-фуда здесь на каждом шагу история: брендовые магазины с репликами гоночных комбинезонов звёзд прошлого, десятки различных портретов актёра Пола Ньюмана, финишировавшего однажды в этой гонке четвёртым, сотни книг и альбомов о прошлом, настоящем и будущем этой гонки, а также модели тысяч гоночных автомобилей от «Формулы-1» до легендарных «гражданских» машин. Ле-Ман в дни проведения знаменитого марафона — место для тех, кто любит машины и скорость, и не важно — сидишь ты за рулём или на трибунах.
Каждый из 150 выходящих в этой гонке на трассу пилотов видит победителем себя и свой экипаж. Слоган «Главное не победа, а участие» здесь не в чести. Вместо этого на шлеме Никки Тиима надпись «Едь быстро или катись домой». И конечно, как и в любом другом соревновании, в каждом классе есть свои фавориты. Например, в LM P2 таковыми считалась российская G-Drive Racing, выигравшая в этом году этапы в Имоле и Сильверстоуне. Правда, реализовать свой потенциал экипажу Романа Русинова не удалось — Оливье Пла столкнулся с одной из Ferrari и вынужден был сойти с дистанции.
В категории LM GTE Am за победу боролась SMP Racing. Виктор Шайтар отлично провёл свой отрезок, и хотя ему не очень повезло с пит-стопами, уже на следующем отрезке его напарник Алексей Басов прорвался в первую тройку, а затем — на второе место. Впереди оставался лишь Aston Martin Тиима, но на выступавшей под российским флагом Ferrari возникли проблемы с подвеской, и много времени было упущено. Тем не менее это гонка на выносливость — Шайтар бросился отыгрываться, ведь произойти могло всякое, но в одном из виражей спорткар сорвало с траектории, да так, что маршалам после удара пришлось восстанавливать заграждение.
…Лоттерер после пит-стопа Porsche остаётся на трассе ещё на двадцать минут. Андре один за одним штампует круги на 5–6 секунд быстрее, чем Марк Уэббер позади него, и лишь отыграв ещё порядка двадцати секунд, сворачивает на собственную дозаправку. Audi лишь дозаправляет машину и на старых шинах возвращает её на трассу, это позволяет Лоттереру сохранить позицию впереди Уэббера и продолжить лидировать. И тут ко всеобщему разочарованию теряет ход Porsche.
Возвращение марки в Ле-Ман явно не задалось, на лицах членов команды читалась полная растерянность. Семь с половиной минут, которые Уэббер вёз свою машину до боксов, показались Марку вечностью, куда более долгим отрезком, чем предшествовавшие им 22 часа гонки. В этот момент умерла мечта Porsche о возвращении на вершину 16 лет спустя после предыдущей победы.
Для Audi эта победа стала уже пятой подряд и тринадцатой за всё время выступлений в Ле-Мане. Экипаж Марселя Фесслера, Бенуа Трелуйе, Андре Лоттерера праздновал успех уже в третий раз. Перед гонкой специалисты сходились во мнении, что шансы Toyota выглядят предпочтительнее, но в таких гонках блеснуть может каждый — значение имеют лишь 24 часа от взмаха французского флага до отмашки клетчатым.
С финишем гонки закончился целый мир — уже 82-й, мир, созданный техникой и людьми, страстью и скоростью, надёжностью и риском. Предугадать и десятую долю произошедших за эти сутки событий было попросту невозможно, также совершенно не ясно, кто выиграет в следующем году, особенно на фоне того, что к гонке 2015-го свой прототип LM P1 построит Nissan. Но одно можно знать наверняка — следующим летом в Ле-Мане в 83-й раз состоится одна из величайших гонок на планете, выиграть которую мечтает каждый пилот, участвующий сегодня в каких-либо соревнованиях, — от давшего старт «24 часам Ле-Мана» двукратного чемпиона «Формулы-1» Фернандо Алонсо до подрастающих в детском картинге будущих чемпионов.
Восемь тысяч «лошадей»: новые машины Формулы-1
![Новая машина чемпионов четырёх последних лет – команды Red Bull – получила название RB10, так как это десятый автомобиль, построенный командой из Милтон-Кейнса.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/4e2bc9b96afd5039e1bfe714eae47baf.jpg)
![Правда, у новинки Red Bull возникли проблемы с перегревом – из-за экстремально плотной компоновки задней части регулярно перегревается двигатель.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/464ade25bb1599b582d71ce8996079df.jpg)
![В то же время новый автомобиль главных соперников действующих чемпионов – Mercedes – проявил себя очень надёжным и быстрым.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/48c459225827752389f0d6b55c6ceddf.jpg)
![Многие специалисты сходятся во мнении, что на данный момент Mercedes W05 – быстрейшая машина Формулы-1 2014 года.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/fcb50c1765be2ef678f22f47bb832eda.jpg)
![Третьим фаворитом чемпионата специалисты называют Ferrari. Правда, легендарная итальянская «конюшня» уже несколько лет не может выиграть титул.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/39aa6838f9f9317c836b66c18f0656a7.jpg)
![Однако в этом году Ferrari усилила состав – в пару к двукратному чемпиону мира Фернандо Алонсо в Маранелло перешёл Кими Райкконен, взявший титул в 2007 году.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/9be3e8d349bf4aa31e7c968acb241490.jpg)
![Многих удивил новый автомобиль команды Lotus – инженеры представили машину с раздвоенным носовым обтекателем.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/83bedb2e8e0dfdee64c59062c0a97910.jpg)
![Эксперты утверждают, что такой подход позволяет повысить аэродинамическую эффективность машины.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/357ab375445ceca3fd78af91b2c99e24.jpg)
![Большие надежды на новый автомобиль возлагают в команде McLaren – этому коллективу необходимо отыгрываться после провального пятого места в прошлом году.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/c32bc269c999dd69e45dd9b77cff5355.jpg)
![Инженеры применили инновационную в задней части машины, установив закрылки для более эффективного перераспределения воздуха.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/45867d1ca6edce0c49ac836ea831c1fc.jpg)
![Команда Force India перед сезоном полностью обновился состав пилотов – за рулём её автомобилей в 2014 году выступят Нико Хюлькенберг и Серхио Перес, пара молодых перспективных гонщиков.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/69b0c36a763aeccee95447f2a5858e6b.jpg)
![В Sauber в 2014 году мог выступить Сергей Сироткин, однако в последний момент выяснилось, что россиянин останется на должности тест-пилота.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/3babb49eca73a90edab804838ea84891.jpg)
![Зато российский гонщик появился в другой команде – Toro Rosso. Действующий чемпион GP3 Series Даниил Квят выступит в составе молодёжного коллектива Red Bull.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/22bb197f1a9888b9987066be4bd76844.jpg)
![Напарником Квята (слева) станет француз Жан-Эрик Вернь, куда более опытный гонщик, для которого предстоящий сезон будет уже третьим в Формуле-1.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/a870237aecc5de54637d186c428f7d4d.jpg)
![Усилилась накануне предстоящего сезона и Williams – в британскую команду пришёл экс-пилот Ferrari Фелипе Масса. Кроме того, коллектив сменил поставщика двигателей.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/95304538ce0e7cfb931aaf7f975a1f4d.jpg)
![С небольшой задержкой новый автомобиль представила и российская Marussia, в составе которой продолжат выступать француз Жюль Бьянки и англичанин Макс Чилтон.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/c4d8c0fb94cbb2e48281d8a918e7d4d9.jpg)
![Новый автомобиль аутсайдера прошлого сезона – Caterham – прозвали «муравьедом» за необычную форму носового обтекателя, элемент безопасности на котором остановлен «глубже», чем на других автомобилях.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/c953c4c08a191e778e86c879602f19ca.jpg)
Восемь тысяч «лошадей»: новые машины Формулы-1
![Новая машина чемпионов четырёх последних лет – команды Red Bull – получила название RB10, так как это десятый автомобиль, построенный командой из Милтон-Кейнса.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/4e2bc9b96afd5039e1bfe714eae47baf.jpg)
![Правда, у новинки Red Bull возникли проблемы с перегревом – из-за экстремально плотной компоновки задней части регулярно перегревается двигатель.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/464ade25bb1599b582d71ce8996079df.jpg)
![В то же время новый автомобиль главных соперников действующих чемпионов – Mercedes – проявил себя очень надёжным и быстрым.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/48c459225827752389f0d6b55c6ceddf.jpg)
![Многие специалисты сходятся во мнении, что на данный момент Mercedes W05 – быстрейшая машина Формулы-1 2014 года.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/fcb50c1765be2ef678f22f47bb832eda.jpg)
![Третьим фаворитом чемпионата специалисты называют Ferrari. Правда, легендарная итальянская «конюшня» уже несколько лет не может выиграть титул.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/39aa6838f9f9317c836b66c18f0656a7.jpg)
![Однако в этом году Ferrari усилила состав – в пару к двукратному чемпиону мира Фернандо Алонсо в Маранелло перешёл Кими Райкконен, взявший титул в 2007 году.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/9be3e8d349bf4aa31e7c968acb241490.jpg)
![Многих удивил новый автомобиль команды Lotus – инженеры представили машину с раздвоенным носовым обтекателем.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/83bedb2e8e0dfdee64c59062c0a97910.jpg)
![Эксперты утверждают, что такой подход позволяет повысить аэродинамическую эффективность машины.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/357ab375445ceca3fd78af91b2c99e24.jpg)
![Большие надежды на новый автомобиль возлагают в команде McLaren – этому коллективу необходимо отыгрываться после провального пятого места в прошлом году.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/c32bc269c999dd69e45dd9b77cff5355.jpg)
![Инженеры применили инновационную в задней части машины, установив закрылки для более эффективного перераспределения воздуха.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/45867d1ca6edce0c49ac836ea831c1fc.jpg)
![Команда Force India перед сезоном полностью обновился состав пилотов – за рулём её автомобилей в 2014 году выступят Нико Хюлькенберг и Серхио Перес, пара молодых перспективных гонщиков.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/69b0c36a763aeccee95447f2a5858e6b.jpg)
![В Sauber в 2014 году мог выступить Сергей Сироткин, однако в последний момент выяснилось, что россиянин останется на должности тест-пилота.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/3babb49eca73a90edab804838ea84891.jpg)
![Зато российский гонщик появился в другой команде – Toro Rosso. Действующий чемпион GP3 Series Даниил Квят выступит в составе молодёжного коллектива Red Bull.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/22bb197f1a9888b9987066be4bd76844.jpg)
![Напарником Квята (слева) станет француз Жан-Эрик Вернь, куда более опытный гонщик, для которого предстоящий сезон будет уже третьим в Формуле-1.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/a870237aecc5de54637d186c428f7d4d.jpg)
![Усилилась накануне предстоящего сезона и Williams – в британскую команду пришёл экс-пилот Ferrari Фелипе Масса. Кроме того, коллектив сменил поставщика двигателей.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/95304538ce0e7cfb931aaf7f975a1f4d.jpg)
![С небольшой задержкой новый автомобиль представила и российская Marussia, в составе которой продолжат выступать француз Жюль Бьянки и англичанин Макс Чилтон.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/c4d8c0fb94cbb2e48281d8a918e7d4d9.jpg)
![Новый автомобиль аутсайдера прошлого сезона – Caterham – прозвали «муравьедом» за необычную форму носового обтекателя, элемент безопасности на котором остановлен «глубже», чем на других автомобилях.](https://aif-s3.aif.ru/images/003/272/c953c4c08a191e778e86c879602f19ca.jpg)