о китайцах и утерянных базах
Китайцы отлакировали, усовершенствовали и ужесточили всю советскую систему подготовки атлетов. Представляете, у них спортсмены сидят на базе всё время. Это не временные сборы, это как армия - постоянно, до результата. А что мы? У сборной сейчас нет ни одной учебно-тренировочной базы! Они остались в Грузии, Узбекистане, Прибалтике. Мы готовились к Олимпиаде на частной базе в Адлере, на стадионе, который построен 25 лет назад и где беговая дорожка уже вышла из строя. Единственное метательное поле тоже только там. Слава богу, мы впервые получили возможность тренироваться за рубежом, в Португалии, а то бы некоторых медалей Олимпиады мы вообще не дождались бы. Ведь даже в Москве нет ни одного легкоатлетического стадиона. Были «Лужники», но нам туда не попасть. Мэр столицы полюбил футбол, и беговую дорожку с подходящим покрытием застелили синтетическим футбольным полем.
…о деньгах и мотивации
Моя подопечная Юлия Гущина (олимпийская чемпионка в эстафете 4×100, серебряный призёр в эстафете 4×400. - Ред.) до прошлого года жила в общежитии, а многие и сейчас так живут. О чём они должны думать - о результате или о том, как помыться и постираться? Мы с трудом находим меценатов. Есть одна фирма, которая одевает и обувает, но этого мало. Так что, кто бы что ни говорил, уровень денежной мотивации очень важен. Стоило правительству объявить, что за олимпийское «золото» дадут 100 тысяч евро, как у нас на сборах исчезло пьянство.
…о соперниках и достоинствах
Мы всю жизнь боролись с американцами, но сейчас расклад сил на мировом легкоатлетическом Олимпе изменился. Наши главные соперники - спортсмены из Ямайки, Кении, Нигерии, Эфиопии. Мне уже их тренеры намекнули, что «золото» на дистанции 3000 м с препятствиями (выиграла наша бегунья Гульнара Галкина-Самитова. - Ред.) мы взяли в последний раз. Я уверен: африканцы будут прогрессировать, а ямайцы вообще достижения в спорте вывели на уровень важнейших госзадач. У нас тоже есть проблески такого подхода. Все наши чемпионы-ходоки - Валерий Борчин, Ольга Каниськина, призёр Денис Нижегородов - из Мордовии. Местные власти для них сделали всё! Из Ростовской области много чемпионов. Там умудрились сохранить систему школ олимпийского резерва и тренеров. Ещё они не стесняются передать спортсмена в лучшие руки.
…о допинге и бедности
12 тысяч проб было заложено на всю сборную России в период подготовки к Олимпиаде, 3 тысячи - на лёгкую атлетику. Мы были в шоке - как можно обеспечить такое количество? В Пекине у Гульнары Галкиной-Самитовой пробу брали 5 раз! Всё это напоминает неспортивную борьбу с сильным соперником. Чиновники из Международного олимпийского комитета заинтересованы в том, чтобы не одна страна завоёвывала много медалей.
Чтобы все - по чуть-чуть. Вот вам причина разразившегося перед Олимпиадой скандала с подменой допинг-проб в нашей команде. Отчего всё это? От бедности. Все знают о наших финансовых проблемах, знают, что нам нечего предложить спортсмену для восстановления - ни достойного медобслуживания, ни нормальной разрешённой фармакологии, вот и думают, что колем и пьём что ни попадя. И удивляются, что мы золото берём там, где другие поскальзываются.