У черных есть чувство ритма,
У белых – чувство вины...
Борис Гребенщиков. «Движение в сторону весны»
Это прекрасно, поскольку в культурном наследии Древней Греции всегда можно найти что-нибудь весьма поучительное. Сейчас, например, мне вспомнился сюжет о прорицательнице Кассандре. Если кто не помнит, она, едва увидав знаменитого Троянского коня, пришла в ужас и сказала, что в город его тащить не стоит, поскольку добром это не кончится – внутри коня сидят вооруженные воины. Барышню презрительно обсмеяли и обфыркали, но той же ночью скептикам стало не до смеха – десант из конского пуза устроил им такую кровавую баню, что те, кто остались в живых, позавидовали мертвым.
Это я к тому, что реакция некоторых людей на прошлую колонку об Олимпийских играх живо напомнила именно этот сюжет. Стоило лишь завести разговор о том, что Большой Спорт превращается в шоу-бизнес со всеми его родимыми пятнами, как тут же кое у кого вскипела ярость благородная. И в вашего покорного слугу полетела банановая кожура: «Да как он посмел! Да спорт - —это святость и чистота! Грязь к нему не липнет!»
Прошла неделя, и вот, пожалуйста, инда взопрели озимые. Что чаще, громче, а, главное, охотнее всего обсуждают по телевизору, в газетах, на пространстве социальных сетей и интернет-форумов? Натурально, скандалы. Женщина в красном на открытии игр. Потухший олимпийский огонь. Тысячи пустующих мест на стадионах. Беременная спортсменка. Борцунья в хиджабе. У белорусской штангистки отобрали медаль. У украинских гимнастов – тоже. Корейская шпажистка рыдает. Наших пляжных волейболистов очевидно засудили. Ну и так далее.
Перечислять можно бесконечно, тем более что к завтрашнему дню, когда колонка появится на своем месте, в мире олимпийского шоу-бизнеса обязательно произойдет еще несколько скандалов. А ведь игры далеки от завершения, так что, заверяю вас, улов будет богат.
Заметьте, о допинг-скандалах я даже не говорю. Знаете почему? Да потому, что уже давно стало ясно – скандалами это уже называть как-то неловко. Такие штучки практикуются настолько давно, и настолько они стали привычными, что Международному Олимпийскому Комитету стоит всерьез задуматься над одной проблемой. А именно. Пора бы уже ввести новую олимпийскую дисциплину – фармацевтику. Все равно ведь соревнуются практически в открытую, так чего же мусолить-то?
Впрочем, фармацевтика как олимпийская дисциплина – это еще семечки. Лондон-2012 подкинул еще один вопрос для размышлений. Возможно, следует поразмыслить над тем, что на наших глазах зарождается совсем уж новейший олимпийский вид спорта – соревнование в политкорректности. Причем сразу в двух видах – онлайн и оффлайн.
В последнем виде пока что лидирует Литва. По данным литовского же информагентства, их соотечественник демонстрировал неграм римский салют, а также, цитирую: «изображал обезьяньи крики». Мужика повинтили прямо на арене и вкатили штраф. Спрашивается – за что? Судя по снимкам, римским салютом, или, если угодно, «нацистским приветствием» там и не пахнет – так, обычное рукомашество. Ну а что касается якобы оскорбительных для негров «обезьяньих криков»...
У нас на истфаке на кафедре этнографии училось довольно много африканцев. Один из них, черный как сапог или как совесть тирана, был родом из такой Африки, что дальше уж просто некуда. И вот, когда подошла тема происхождения человека, к нему деликатно обратились. Дескать, понимаете ли, господин Абарра, у нас принято считать, что человек произошел, как бы так выразиться... От обезьяны, в общем. Вас это не оскорбляет?
Господин Абарра, почесав в затылке, выразил недоумение и крайнее удивление. Смысл ответа сводился к тому, что он, господин Абарра, всегда считал, что господа русские произошли от медведя, но если господам русским угодно считать, что они произошли от обезьяны, то всегда пожалуйста. Скажем, у них дома одно соседнее племя происходит от змеи, другое – от шакала, третье – как раз от мартышек, и никто им в нюх не тычет. Сам же Абарра происходит от гуся, намерен стоять на этом твердо, и да поможет мне в этом священный предок гусь. Если же ему попытаются внушить, что он произошел от обезьяны, обязательно будет международный скандал.
Это я к тому, что литовскому парню просто не повезло. Он-то, наверное, думал, что те негры от обезьян произошли, и на «обезьяньи крики» обидеться просто не могут. А они, оказывается, то ли от гуся, то ли от шакала. Вот и вышло непонимание.
С онлайн-скандалами все сложнее. Швейцарец Мишель Морганелло и эллинка Прасковья Папахристу пали жертвами даже не политкорректности. Они просто не успели вовремя сориентироваться в ситуации, когда любой, подчеркиваю, любой спортсмен национальной сборной в период Олимпийских игр становится звездой шоу-бизнеса. Ты можешь плестись в хвосте и быть почти аутсайдером. Ты можешь заниматься таким видом спорта, что посмотреть на соревнования приходит полторы калеки. Но раз в четыре года ты – звезда. И ситуация складывается соответствующая.
Вот конкретный пример. Скажем, если журналистку грязно материт и грубо выталкивает вон какой-нибудь Вася-охранник, это, конечно, прискорбно. Но, в общем, сводится к издержкам и рискам профессии. Другое дело, когда такой же журналистке всем известная звезда российского шоу-бизнеса в похабной и матерной форме указывает сначала на розовую кофточку, потом на глупость, а потом на дверь. О, это уж другой коленкор. Это скандал на всю страну, судебные разборки, крики «Ура!» и «Долой!» от легиона интернет-деятелей и топовая тема в прайм-тайм чуть ли не на месяц.
Короче, спортсмены, которые разместили у себя в твиттере якобы расистские высказывания, проявили себя не как расисты. Расизм им пришили задним числом, он надуман и лжив. Они провинились как люди недалекого ума, не сумевшие здраво оценить ситуацию. Ну не могли они предположить, что вдруг, внезапно и без особых оснований, стали звездами шоу-бизнеса, и что к ним приковано внимание всего мира. Их дело - пинать мячик, прыгать, бегать и толкать. А если что не получается, то, наверное, можно, осерчав, выругаться в адрес противника и помянуть его по матушке или еще как. Оказывается – нельзя. То есть можно, но не всегда. Конкретно сейчас – нельзя. Потому что именно сейчас поступила негласная команда судить за недалекость ума. За поспешность, оплошность и идиотизм. И находить козлов отпущения.
Выгодно это кому-нибудь? На первый взгляд – вроде не особенно. Прежде всего, страдает спорт как таковой, причем страдает серьезно. Ту же самую Прасковью Папахристу попросту не пустили на Олимпийские игры. А ведь она не самая слабая в своей дисциплине и вполне могла рассчитывать на медаль. Могла бы, чем черт не шутит, поставить олимпийский или мировой рекорд. Так что здесь все очевидно.
А вот кто снимает с подобной ситуации пенки? С той самой ситуации, когда обычных скандалов уже недостаточно и приходится выдумывать все новые и новые? Когда скандальные ситуации буквально высасывают из пальца, лишь бы приковать внимание к «основному спортивному событию»?
Здесь, думаю, тоже все очевидно. Это выгодно тем, кто превращает спорт в шоу-бизнес. И если в прошлой колонке все строилось на логических выкладках и предположениях, то уж сейчас можно говорить о том, что превращение состоялось. Обратного пути нет, и не будет. Нынешние игры уже вписаны в олимпийскую историю как самые скандальные, грязные и идиотские. Не верите? Вот как это может выглядеть в ненаписанной еще Полной Летописи Олимпийских Игр:
54 Олимпиада, 564 г. до нашей эры. Основное событие – Арихион из Фигалеи умер во время поединка. Но он выиграл панкратион (вид борьбы), даже будучи мертвым, поскольку противник сдался.
94 Олимпиада, 404 г. до нашей эры. Основное событие – Ласфен из Тебеи выиграл в двойном беге, причем умудрился обогнать лошадь в галопе.
XXX Олимпийские игры, 2012 г. нашей эры. Основное событие – арабская борцунья устроила скандал из-за того, что желает выступать в платочке.
Именно так, и никак иначе. Большего мы, наверное, уже не заслуживаем. И, кстати, античное наследие действительно поучительно. Это к вопросу о прогнозах и Кассандре.
Константин Кудряшов Журналист отдела «АиФ.Культура» «Аргументы и Факты» |