Рэпер Дрэйк установил рекорд – его альбом «Scorpion» за неделю прослушали более миллиарда раз. Казалось бы, что здесь такого – музыкальная индустрия давно (вернее, не слишком и давно, в прошлом десятилетии) вышла за привычные каналы распространения контента, а потом и скачивание треков в интернете приравняли к физическим продажам. Все это было звеньями одной цепи: когда-то звукозаписывающие компании жаловались на падение продаж компакт-дисков (как раньше жаловались на снижение интереса к аудиокассетам и виниловым пластинкам), но потом нашли новый источник дохода, воистину необъятный. Ведь число пользователей растет лавинообразно, мощность компьютерного железа и скорость интернета тоже увеличивается – так почему бы одному из исполнителей не преодолеть в какой-то момент миллиардный рубеж? В конце концов, корейский певец Psy еще когда со своим «Gangnam Style» добился миллиардных просмотров на YouTube. Не за неделю, разумеется, но все же.
Рекорд Дрейка был в каком-то смысле запрограммированным. В апреле этого года американский хип-хоп исполнитель Post Malone выпустил свой второй альбом «Beerbongs & Bentleys», который за первую неделю продаж заработал около 750 млн прослушиваний. Немного меньше, да. Но за прошедшие три месяца в мире почти ничего не изменилось (не считая того, что сборная России вылетела с Чемпионата мира). Просто Дрейк очевидно популярнее, чем Post Malone, и поклонников творчества у него больше. Обоим музыкантами помогли добиться таких невиданных (ну, The Beatles они точно даже не снились) результатов одни и те же помощники. Американская аудитория (три четверти всех скачиваний) и музыкальные стриминговые сервисы, которые принесли альбому Дрейка более 300 млн прослушиваний в первый же день. АиФ.ru выбрал пять таких сервисов, которые позволят вам помочь другому исполнителю (а, может, и Дрейку) установить следующий рекорд.
Spotify
Один из самых известных стриминговых сервисов мира, был основан в Швеции в 2006 году и до сих пор держит штаб-квартиру в Стокгольме, хотя слушать музыку могут меломаны из 65 стран мира. В наборе пакетов есть бесплатная модель (правда, с рядом ограничений), но основной упор делается на платную подписку. Ограничения бесплатной версии (реклама, невозможность скачивать треки на устройство) едва ли не заставляют пользователей выкладывать деньги, так что из 170 миллионов платную модель выбрали 75 миллионов.
Плюсы: система взаимодействия пользователей напоминает социальную сеть – не такую популярную, как Facebook, но очень похожую. Кроме того, на сервисе доступны 35 миллионов песен, а сам он действует в 65 странах мира.
Недостатки: Официально не работает в России.
Стоимость в США: Вариант подписки Premium позволяет получить доступ к всему контенту без рекламы за $9.99 в месяц (бесплатный пробный период для новых пользователей – 30 дней).
Apple Music
Один из самых молодых стриминговых сервисов был создан только в 2015 году, при этом позволяет не только слушать музыку, но и смотреть видео или пользоваться интернет-радио. Сервис, впрочем, мгновенно набрал популярность, что неудивительно, учитывая преданную аудиторию компании; сейчас у Apple Music около 40 млн подписчиков. Сервис был обречен на успех благодаря уже имевшейся в момент запуска огромной базе устройств Apple, на которых он и был внедрен. Любопытно, что конкурент – сервис от Google, запускаемый по той же модели (под устройства со «своей» платформой Google Android) заметно отстает, его Play Music популярностью Apple Music похвастаться не может.
Плюсы: большая библиотека музыки, контракты со звукозаписывающими компаниями, разносторонний контент.
Недостатки: Несмотря на доступность пользователям разных устройств, прежде всего, конечно, сервис адаптирован под девайсы Apple.
Стоимость в России: Бесплатный пробный период в 3 месяца, затем – 169 рублей в месяц (на момент написания материала) на одного пользователя, либо 269 рублей за «семейный аккаунт» (6 пользователей). Кстати, в США стоимость подписки выше – порядка $10 в месяц.
Amazon Music Unlimited
Бывший онлайновый книжный магазин за последние годы превратился в настоящего монстра, в котором есть даже собственное производство сериалов (и платформа для их показа), а также целая линейка своих устройств различного предназначения. Магазин, правда, тоже остался, но вместе с другими дополнениями. Например, с музыкальным стримингом, который популярен почти так же, как сервисы от Spotify или Apple, хотя открылся раньше всех – в начале 2007 года (Spotify – в 2008-м).
Плюсы: многолетний опыт работы, большой – около 30 млн песен – каталог.
Недостатки: Сервис официально не работает в России, кроме того, у него очень высокая по сравнению с конкурентами цена подписки.
Стоимость: В США - $7.99 в месяц. Это заметно больше, чем у конкурентов. Есть еще Prime Music, но он доступен только подписчикам Amazon.Prime, который вообще стоит $12.99 в месяц.
Tidal
Еще один молодой и скандинавский сервис: он был создан в Норвегии в 2014 году. До популярности Spotify ему далеко, но Tidal берет другим. Его главная идея – потоковое прослушивание музыки в формате FLAC, то есть в максимально хорошем качестве, возможном на цифровом носителе. Остальные сервисы используют собственные, либо ранее имевшиеся форматы, но все они так или иначе уменьшают размер файлов и, следовательно, ухудшают качество. Подавляющему большинству пользователей эта разница не будет заметна, но для «гурманов» она может быть критична.
В 2015 году в него вложился известный американский рэпер Jay-Z, потом подтянулись Бьонсе, Рианна, Канье Уэст, Никки Минаж, Джэк Уайт, Мадонна, группы Daft Punk и Arcade Fire. Правда, Tidal обвиняли в завышении числа подписчиков и просмотров – например, была не очень понятная история с альбомами Бейонсе «Lemonade» и Канье Уэста «The Life of Pablo», число просмотров которых намного превысило число подписчиков. Кроме того, с целью продвижения Tidal альбомы артистов, работающих с этим сервисом, на других либо выкладывались с задержкой, либо вовсе были недоступны в тех регионах, где работал Tidal.
Плюсы: эксклюзивный контент, помимо которого имеются почти 50 млн треков и 175 тысяч клипов.
Недостатки: Не слишком пока большой сервис, пользователей у которого даже меньше, чем у Google Play Music. Высокое качество самих файлов требует очень хорошего и, скорее всего, безлимитного интернета, что на мобильных устройствах встречается далеко не всегда. Сервис официально не работает в России. Правда, его недоступность в России ставит отечественных пользователей в лучшие условия по отношению к американским. Там артисты продают контент через разные сервисы, поэтому нужно иметь много разных подписок. К примеру, американцу послушать свежий альбом Jay-Z нельзя в Apple Music. А в России контент продается через уже имеющиеся сервисы, поэтому мы можем слушать все в одном месте, причем дешевле.
Стоимость: В США есть два вида подписки. Вариант Premium, несмотря на название – самый дешевый из возможных, он стоит $9.99 в месяц. А вот вариант подписки HiFi, который как раз и дает возможность слушать в максимально хорошем качестве, стоит $19.99
«Яндекс.Музыка»
С этим сервисом все очень просто: он знаком подавляющему большинству российских пользователей, поскольку позволяет слушать музыку легально и без лишних плясок с бубнами. Разумеется, не всю, но более 40 млн треков имеется. Правда, есть и подвох: бесплатно все только на десктоп-версии, за мобильное приложение уже надо платить. Без оплаты оно почти ничего не умеет – пожалуй, кроме того, чтобы играть ту музыку, которая уже есть на смартфоне. Продвижению сервиса может помочь и запуск «умной колонки» Яндекс.Станция, которая предполагает комфортное использование «профильной музыки» дома с голосовым управлением. Фактически это аналог части функций семейства устройств Amazon Echo, которые также работают со «своими» музыкальными сервисами.
Плюсы: большой каталог музыки, удобный поиск и бесплатная версия для персональных компьютеров.
Недостатки: Мобильной версией можно пользоваться только при условии оплаты, в противном случае она бесполезна. Вынужденная работа в мобильных устройствах производителей, продвигающих свои аналогичные сервисы. При этом стоимость аналогична более популярному и развитому сервису Apple.Music.
Стоимость: Бесплатный пробный период 3 месяца, затем – 169 рублей в месяц (годовая подписка дешевле и обойдется в 1690 рублей).