Примерное время чтения: 15 минут
11002

Реальная виртуальность. Что такое киберспорт, как он стал популярнее хоккея

Фото предоставлено организаторами турнира Warface Open Cup.
Фото предоставлено организаторами турнира Warface Open Cup.

Как часто в детстве родители ограничивали нас во времени, которое мы проводили перед экраном телевизора с джойстиками от «восьмибитных» приставок, говоря: «Будешь много играть — ослепнешь». Или вы были теми самыми родителями, которые заботились о своём чаде? И как много изменилось с тех пор.

Теперь, каких-то 20 лет спустя, происходящее на мониторе компьютера зачастую можно спутать с обычной трансляцией по телевидению, настолько далеко шагнули технологии. Обычная забава сначала стала чем-то большим — хобби; а затем и вовсе переросла в дело всей жизни — в киберспорт. Сегодня лучшие игроки в компьютерные игры, геймеры, стали киберспортсменами. Причём «спортсмен» тут — вставка не случайная. Они на самом деле вынуждены по много часов проводить в тренировках, принимают участие в турнирах, но и зарабатывают не меньше, а иногда даже больше, чем многие привычные атлеты.

Фото предоставлено организаторами турнира WarfaceOpenCup.
Фото предоставлено организаторами турнира Warface Open Cup.

Так что же такое киберспорт, который становится всё популярнее день ото дня, и с чем его едят?

Киберспорт как явление

На самом деле киберспортом может считаться далеко не каждая компьютерная игра. Существует огромная разница между понятиями «соревнования» и «киберспорт». Если речь идёт о соревнованиях, то для этого может подойти любая игра.

Например, можно состязаться в традиционного Mario по принципу «кто быстрее пройдёт уровень и наберёт больше очков». Но это состязания для развлечения. Киберспорт подразумевает определённый баланс сил в игре, чётко прописанные правила, понятную соревновательную механику и равные условия для всех участников процесса. Поэтому киберспортивные игры создаются немного по иному принципу: они позволяют игроку моделировать различные ситуации и искать для себя оптимальные настройки. Кроме того, такие игры подразумевают под собой огромное количество часов, вложенных в совершенствование игрового навыка: человек регулярно тренируется и со временем серьёзно улучшает своё умение ориентироваться на игровой карте, целиться, стрелять и так далее.

Существует множество киберспортивных дисциплин, которые или до сих пор в строю, или были популярны в прошлом. Причём киберспортом может быть даже игра не на спортивную тематику. Чаще всего так и происходит. Самыми известными командными дисциплинами являются шутер Counter Strike, стратегии DOTA, Starcraft и League of Legends. Наряду с этим есть и «виртуальные братья» привычного спорта, например, одна из дисциплин — FIFA — симулятор футбола.

Олимпиада впереди

В середине 2000-х годов киберспорт был признан официальным (более того — олимпийским!) видом спорта в России, но в 2008 году он был исключён из реестра. Во многих странах киберспорт является признанным видом спорта. Отличный пример — Южная Корея, где он пользуется такой же популярностью, как футбол в России. В 2000 году стартовал мировой чемпионат, своеобразные Олимпийские игры в мире киберспорта — World Cyber Games (первые из которых, между прочим, приехал открывать президент страны). Так началось спонсирование киберспорта в качестве национального вид спорта. Помимо Южной Кореи, киберспорт признан в некоторых странах Скандинавии и Южной Америки. Что касается России, то ситуация должна измениться в лучшую сторону в ближайшее время.

Но единого глобального турнира, как чемпионат мира или Олимпиада, в киберспорте пока нет. В обычном спорте существуют мировые первенства, унифицированные состязания сборных и так далее. В киберспорте немного иначе: пока он не внесён в реестр официальных олимпийских видов спорта, он, можно сказать, не существует. Каждый турнир и каждое состязание отличаются друг от друга — по выбору игровых дисциплин, правилам и так далее. Сегодняшний киберспортивный рынок формируется с двух сторон. С одной стороны — компаниями-издателями, которые выпускают собственные игры (зарубежными Valve, Riot Games, Blizzard, в России — Mail.Ru Group), устраивают имиджевые мероприятия с огромными бюджетами. С другой — компаниями-организаторами смешанных киберспортивных турниров (World Cyber Games), которые договариваются с издателями игр о включении их дисциплин в реестр состязания.

Киберспорт.
Киберспорт. Фото: Shutterstock.com

Каждый турнир — чаще всего уникальное явление. Именно поэтому отсутствует такое явление, как национальные сборные. Команда сама выбирает, участвовать им в том или ином событии или нет.

Эволюция киберспорта

В киберспорте постоянно происходят изменения. Так как большинство состязаний проходят в онлайн-пространстве, очень многое зависит от самой игры. Они постоянно улучшаются, обновляют графику и степень детализации — всё это влияет на внешний вид и глобальные процессы, происходящие в игре. Кроме того, некоторые компании стараются адаптировать свои проекты так, чтобы в них можно было проводить соревнования. Хорошим примером здесь может служить танковый экшн «Armored Warfare: Проект Армата». В начале этого года разработчики анонсировали игровой режим, который станет основой для будущих турниров. Студии сами прилагают усилия для того, чтобы адаптировать свою игру под киберспортивные требования и влиться в эту индустрию, которая сейчас очень активно развивается.

Изменения затрагивают и игроков, выступающих в старых дисциплинах. Многие из них не могут адаптироваться к новым условиям, и как только игра перестаёт быть популярной, и их карьера сходит на нет. Но известны случаи, когда киберспортсмены успешно переходили из своей дисциплины в другую с более низкой конкуренцией. В данном случае важны не только навыки игрока, которые нужно постоянно оттачивать, но и знания о тактиках, командном взаимодействии и так далее. Всё это позволит увеличить шансы успешного перехода в новую дисциплину. Однако в самых популярных дисциплинах конкуренция очень высока, и для достижения топовых показателей в неё надо вложить очень и очень много сил — невозможно перейти в неё из другой игры и сразу добиться чемпионских результатов.

Деньги в киберспорте

Большинство профессиональных киберспортсменов имеют контракты со своими организациями и могут зарабатывать до 20 000 долларов в месяц. Таких профессионалов намного больше, чем может показаться — они есть в Китае, Корее, Европе, США, Южной Америке и, конечно, в России. Поддерживают их крупные мультиигровые организации, которые, по сути своей, являются спортивными клубами, выбирающими подходящих спортсменов для подписания контракта. В конце концов, киберспортсмен — часть глобальной бизнес-структуры, которая необходима для зарабатывания денег, и за него готовы платить.

Киберспорт.
Киберспорт. Фото: Shutterstock.com

Именно поэтому не существует жёсткого разделения между российскими и западными турнирами — всё зависит от организатора. Изначально девизом киберспорта была фраза We are the world («Мы мир») — в нём нет географических привязок и границ. Можно приехать на международный турнир и без проблем общаться с китайцами, корейцами, французами, американцами. Китайские соревнования могут проходить в США или России; американские соревнования могут проходить на Украине.

Основное противостояние по объёму призовых для профессиональных спортсменов идёт между компаниями-издателями и организаторами мультиигровых событий. Также существует определённый денежный уровень, характерный для той или иной дисциплины. Существуют две киберспортивные игры, в которые вкладывается очень много денег: DOTA и League of Legends. У остальных дисциплин призовые на порядок ниже, но всё равно представляют интерес для игроков.

Конечно, как и в любом другом виде спорта, киберспортсмены могут зарабатывать и не слишком честным путём, а именно — с помощью подставных матчей. Букмекеры одними из первых приравняли киберспорт к традиционному спорту и начали принимать ставки на крупнейшие турниры. А в индустрии виртуальных состязаний ставки растут пропорционально популярности игры. Чем больше денег вложено в игру, тем больше у игроков желания заработать их, не считаясь с правилами и моралью. И в России, и в Китае, и в США случались скандалы, когда киберспортсмена уличали в намеренном «сливе» матча. Имея высочайшие коэффициенты на победу, такие киберспортсмены ставили на более слабого противника и проигрывали. Неудивительно: если коэффициент на твоё поражение увеличивает ставку в 10 раз, искушение заработать лёгкие деньги может быть непреодолимо. Недавно в Корее поймали на подобной махинации игрока, считавшегося одним из трёх лучших в дисциплине Starcraft. Парню грозит вполне реальное тюремное заключение.

Фото предоставлено организаторами турнира WarfaceOpenCup.
Фото предоставлено организаторами турнира Warface Open Cup.

Популярнее хоккея

Популярность киберспорта у зрителей растёт с каждым годом: увеличивается число турниров, улучшается качество освещения событий, аудитория становится всё больше и больше. Если приводить пример, то можно взять прямые эфиры с киберспортивного турнира Warface Open Cup, число зрителей которых растёт год от года. Так, трансляция финала Warface Open Cup: Зима-2016, который прошёл в феврале, набрала более 1,8 миллиона просмотров.

В 2015 киберспорт официально обогнал по популярности хоккей. И это только начало: ёмкость этого рынка станет очевидна лет через 50, когда пройдёт полный жизненный цикл игрока. На сегодняшний день самыми популярными кибердисциплинами в мире считаются DOTA, League of Legends и Counter Strike. Все остальные игры сильно проигрывают этой тройке в популярности.

Самым крупным и значимым организатором киберспортивных мероприятий по играм, для которых он не является издателем и разработчиком, является Electronic Sports League. Компания основана в начале 2000-х и благодаря своим договорам с издателями проводит самые большие мероприятия с самыми крупными призовыми.

Как стать киберспортсменом?

Не существует единого универсального пути в киберспортсмены — у каждого игрока он свой. Очень часто всё начинается с того, что у человека всего лишь появляется игра, в которую он полностью влюбляется. Ему нравится в ней абсолютно всё — от самого процесса игры до общения с другими игроками. Он начинает находить друзей в игре, проводит в ней столько времени, что быстро осваивает весь доступный арсенал, концентрируется на совершенствовании внутриигровых навыков. Мотивацией к этому не всегда служат соревнования: просто у человека должно появиться желание довести до совершенства навык, связанный с игрой.

Фото предоставлено организаторами турнира WarfaceOpenCup.
Фото предоставлено организаторами турнира Warface Open Cup.

Следующий логический шаг после этого — стать киберспортсменом и применить свои способности на практике. Для этого необходимо найти единомышленников и вместе с ними поставить перед собой конкретную цель. Кстати, на этом моменте ломаются очень многие команды. Представьте: несколько человек потратили месяцы своей жизни на тренировки, потерпели сокрушительное поражение на турнире и хотят знать, что пошло не так. Если у команды нет толкового менеджера, который разберётся с этой ситуацией, игроки могут увлечься поисками виноватого, переругаться и расстаться навсегда. Именно поэтому очень важно при поиске товарищей по команде иметь единую цель — так, чтобы каждый член коллектива понимал, для чего он здесь и на что тратит своё бесценное время. Именно так формируется команда, в которой не просто знакомые, желающие вместе провести время, а хорошо сыгранные, успешно взаимодействующие друг с другом товарищи. Если всё получилось — команда готова к регистрации на свой первый турнир.

Главная проблема начинающих киберспортсменов — определить, какое место занимает игра в их жизни. Молодые игроки, решившие встать на путь киберспорта, зачастую собирают команду, обзаводятся приличным компьютером и начинают вкладывать в игру всё своё время. При этом всё остальное в их жизни начинает хиреть — личная жизнь, отношения с родителями, учёба, работа. Поэтому первое, чем должен овладеть киберспортсмен, — наукой тайм-менеджмента. Необходимо определить самые важные вещи, которые происходят в собственной жизни, оценить необходимое на них время и количество свободных часов, после чего распределить их, исходя из своих целей. Если киберспортсмен способен справиться с этим, то и остальные трудности ему вполне по плечу.

Молодых киберспортсменов, добивающихся успехов на состязаниях, могут позвать на контракт. Для этого во всех крупных организациях есть скауты — люди, выискивающие «молодые таланты». Всё, как в реальном спорте.

Однако в целом киберспортивная сцена очень стабильна: игроки, составляющие топ в каждой дисциплине, играют много лет, тренируются только друг с другом и старательно держат свои секреты вдали от новичков, чтобы самим не подращивать конкуренцию. Из-за этого во многих дисциплинах возникает проблема недостижимости вершины, ведь для повышения уровня необходимо играть с более сильным противником, а добраться до высшей лиги в киберспортивной дисциплине крайне тяжело.

Фото предоставлено организаторами турнира WarfaceOpenCup.
Фото предоставлено организаторами турнира Warface Open Cup.

Киберэкипировка

Но стать киберспортсменом с вашим слабеньким домашним компьютером не всегда получится. Желательно иметь более мощное, совершенное оборудование. И это касается не только системного блока с процессором, материнской платой и видеокартой. Огромное значение имеет монитор — именно визуальные события в киберспорте определяют результат. Не меньшую роль играет мышка — её размер, положение, степень скольжения по коврику. Всё это уникально для каждого отдельного игрока, и именно этим он должен озаботиться, если хочет принимать участие в соревнованиях. Ещё одна важная деталь — клавиатура. Не стоит забывать о наушниках и микрофоне — звук тоже играет большую роль. Чем лучше звучание в наушниках, тем быстрее человек поймёт, что противник рядом; чем лучше качество голоса в игре, тем лучше члены команды будут слышать друг друга. Не обойтись без общих компьютерных знаний, уметь настроить программу для переговоров, поставить драйвера и так далее.

Стоимость компьютера будет сильно зависеть от конфигурации и дисциплины. Качественный набор периферии — клавиатура, мышка, коврик и наушники — обойдётся в 12 000–15 000 рублей. Часто на турнирах организаторы предлагают воспользоваться своим оборудованием, но многие профессиональные игроки, привыкшие к своей экипировке, приносят мышки, клавиатуры и наушники с собой.

Если игрок серьёзно подошёл к вопросу технического оснащения и обзавёлся машиной, которая подходит по системным требованиям, ему практически не нужно думать об апгрейдах. Системные требования в одной и той же игре меняются нечасто. Что касается клавиатур, мышек и наушников, то  тут всё зависит от аккуратности и эмоциональности игрока. Если киберспорсмен следит за своим оборудованием и не швыряется им в стены в моменты острых переживаний, то набор периферии может прослужить года полтора.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах