Как часто в детстве родители ограничивали нас во времени, которое мы проводили перед экраном телевизора с джойстиками от «восьмибитных» приставок, говоря: «Будешь много играть — ослепнешь». Или вы были теми самыми родителями, которые заботились о своём чаде? И как много изменилось с тех пор.
Теперь, каких-то 20 лет спустя, происходящее на мониторе компьютера зачастую можно спутать с обычной трансляцией по телевидению, настолько далеко шагнули технологии. Обычная забава сначала стала чем-то большим — хобби; а затем и вовсе переросла в дело всей жизни — в киберспорт. Сегодня лучшие игроки в компьютерные игры, геймеры, стали киберспортсменами. Причём «спортсмен» тут — вставка не случайная. Они на самом деле вынуждены по много часов проводить в тренировках, принимают участие в турнирах, но и зарабатывают не меньше, а иногда даже больше, чем многие привычные атлеты.
Так что же такое киберспорт, который становится всё популярнее день ото дня, и с чем его едят?
Киберспорт как явление
На самом деле киберспортом может считаться далеко не каждая компьютерная игра. Существует огромная разница между понятиями «соревнования» и «киберспорт». Если речь идёт о соревнованиях, то для этого может подойти любая игра.
Например, можно состязаться в традиционного Mario по принципу «кто быстрее пройдёт уровень и наберёт больше очков». Но это состязания для развлечения. Киберспорт подразумевает определённый баланс сил в игре, чётко прописанные правила, понятную соревновательную механику и равные условия для всех участников процесса. Поэтому киберспортивные игры создаются немного по иному принципу: они позволяют игроку моделировать различные ситуации и искать для себя оптимальные настройки. Кроме того, такие игры подразумевают под собой огромное количество часов, вложенных в совершенствование игрового навыка: человек регулярно тренируется и со временем серьёзно улучшает своё умение ориентироваться на игровой карте, целиться, стрелять и так далее.
Существует множество киберспортивных дисциплин, которые или до сих пор в строю, или были популярны в прошлом. Причём киберспортом может быть даже игра не на спортивную тематику. Чаще всего так и происходит. Самыми известными командными дисциплинами являются шутер Counter Strike, стратегии DOTA, Starcraft и League of Legends. Наряду с этим есть и «виртуальные братья» привычного спорта, например, одна из дисциплин — FIFA — симулятор футбола.
Олимпиада впереди
В середине 2000-х годов киберспорт был признан официальным (более того — олимпийским!) видом спорта в России, но в 2008 году он был исключён из реестра. Во многих странах киберспорт является признанным видом спорта. Отличный пример — Южная Корея, где он пользуется такой же популярностью, как футбол в России. В 2000 году стартовал мировой чемпионат, своеобразные Олимпийские игры в мире киберспорта — World Cyber Games (первые из которых, между прочим, приехал открывать президент страны). Так началось спонсирование киберспорта в качестве национального вид спорта. Помимо Южной Кореи, киберспорт признан в некоторых странах Скандинавии и Южной Америки. Что касается России, то ситуация должна измениться в лучшую сторону в ближайшее время.
Но единого глобального турнира, как чемпионат мира или Олимпиада, в киберспорте пока нет. В обычном спорте существуют мировые первенства, унифицированные состязания сборных и так далее. В киберспорте немного иначе: пока он не внесён в реестр официальных олимпийских видов спорта, он, можно сказать, не существует. Каждый турнир и каждое состязание отличаются друг от друга — по выбору игровых дисциплин, правилам и так далее. Сегодняшний киберспортивный рынок формируется с двух сторон. С одной стороны — компаниями-издателями, которые выпускают собственные игры (зарубежными Valve, Riot Games, Blizzard, в России — Mail.Ru Group), устраивают имиджевые мероприятия с огромными бюджетами. С другой — компаниями-организаторами смешанных киберспортивных турниров (World Cyber Games), которые договариваются с издателями игр о включении их дисциплин в реестр состязания.
Каждый турнир — чаще всего уникальное явление. Именно поэтому отсутствует такое явление, как национальные сборные. Команда сама выбирает, участвовать им в том или ином событии или нет.
Эволюция киберспорта
В киберспорте постоянно происходят изменения. Так как большинство состязаний проходят в онлайн-пространстве, очень многое зависит от самой игры. Они постоянно улучшаются, обновляют графику и степень детализации — всё это влияет на внешний вид и глобальные процессы, происходящие в игре. Кроме того, некоторые компании стараются адаптировать свои проекты так, чтобы в них можно было проводить соревнования. Хорошим примером здесь может служить танковый экшн «Armored Warfare: Проект Армата». В начале этого года разработчики анонсировали игровой режим, который станет основой для будущих турниров. Студии сами прилагают усилия для того, чтобы адаптировать свою игру под киберспортивные требования и влиться в эту индустрию, которая сейчас очень активно развивается.
Изменения затрагивают и игроков, выступающих в старых дисциплинах. Многие из них не могут адаптироваться к новым условиям, и как только игра перестаёт быть популярной, и их карьера сходит на нет. Но известны случаи, когда киберспортсмены успешно переходили из своей дисциплины в другую с более низкой конкуренцией. В данном случае важны не только навыки игрока, которые нужно постоянно оттачивать, но и знания о тактиках, командном взаимодействии и так далее. Всё это позволит увеличить шансы успешного перехода в новую дисциплину. Однако в самых популярных дисциплинах конкуренция очень высока, и для достижения топовых показателей в неё надо вложить очень и очень много сил — невозможно перейти в неё из другой игры и сразу добиться чемпионских результатов.
Деньги в киберспорте
Большинство профессиональных киберспортсменов имеют контракты со своими организациями и могут зарабатывать до 20 000 долларов в месяц. Таких профессионалов намного больше, чем может показаться — они есть в Китае, Корее, Европе, США, Южной Америке и, конечно, в России. Поддерживают их крупные мультиигровые организации, которые, по сути своей, являются спортивными клубами, выбирающими подходящих спортсменов для подписания контракта. В конце концов, киберспортсмен — часть глобальной бизнес-структуры, которая необходима для зарабатывания денег, и за него готовы платить.
Именно поэтому не существует жёсткого разделения между российскими и западными турнирами — всё зависит от организатора. Изначально девизом киберспорта была фраза We are the world («Мы мир») — в нём нет географических привязок и границ. Можно приехать на международный турнир и без проблем общаться с китайцами, корейцами, французами, американцами. Китайские соревнования могут проходить в США или России; американские соревнования могут проходить на Украине.
Основное противостояние по объёму призовых для профессиональных спортсменов идёт между компаниями-издателями и организаторами мультиигровых событий. Также существует определённый денежный уровень, характерный для той или иной дисциплины. Существуют две киберспортивные игры, в которые вкладывается очень много денег: DOTA и League of Legends. У остальных дисциплин призовые на порядок ниже, но всё равно представляют интерес для игроков.
Конечно, как и в любом другом виде спорта, киберспортсмены могут зарабатывать и не слишком честным путём, а именно — с помощью подставных матчей. Букмекеры одними из первых приравняли киберспорт к традиционному спорту и начали принимать ставки на крупнейшие турниры. А в индустрии виртуальных состязаний ставки растут пропорционально популярности игры. Чем больше денег вложено в игру, тем больше у игроков желания заработать их, не считаясь с правилами и моралью. И в России, и в Китае, и в США случались скандалы, когда киберспортсмена уличали в намеренном «сливе» матча. Имея высочайшие коэффициенты на победу, такие киберспортсмены ставили на более слабого противника и проигрывали. Неудивительно: если коэффициент на твоё поражение увеличивает ставку в 10 раз, искушение заработать лёгкие деньги может быть непреодолимо. Недавно в Корее поймали на подобной махинации игрока, считавшегося одним из трёх лучших в дисциплине Starcraft. Парню грозит вполне реальное тюремное заключение.
Популярнее хоккея
Популярность киберспорта у зрителей растёт с каждым годом: увеличивается число турниров, улучшается качество освещения событий, аудитория становится всё больше и больше. Если приводить пример, то можно взять прямые эфиры с киберспортивного турнира Warface Open Cup, число зрителей которых растёт год от года. Так, трансляция финала Warface Open Cup: Зима-2016, который прошёл в феврале, набрала более 1,8 миллиона просмотров.
В 2015 киберспорт официально обогнал по популярности хоккей. И это только начало: ёмкость этого рынка станет очевидна лет через 50, когда пройдёт полный жизненный цикл игрока. На сегодняшний день самыми популярными кибердисциплинами в мире считаются DOTA, League of Legends и Counter Strike. Все остальные игры сильно проигрывают этой тройке в популярности.
Самым крупным и значимым организатором киберспортивных мероприятий по играм, для которых он не является издателем и разработчиком, является Electronic Sports League. Компания основана в начале 2000-х и благодаря своим договорам с издателями проводит самые большие мероприятия с самыми крупными призовыми.
Как стать киберспортсменом?
Не существует единого универсального пути в киберспортсмены — у каждого игрока он свой. Очень часто всё начинается с того, что у человека всего лишь появляется игра, в которую он полностью влюбляется. Ему нравится в ней абсолютно всё — от самого процесса игры до общения с другими игроками. Он начинает находить друзей в игре, проводит в ней столько времени, что быстро осваивает весь доступный арсенал, концентрируется на совершенствовании внутриигровых навыков. Мотивацией к этому не всегда служат соревнования: просто у человека должно появиться желание довести до совершенства навык, связанный с игрой.
Следующий логический шаг после этого — стать киберспортсменом и применить свои способности на практике. Для этого необходимо найти единомышленников и вместе с ними поставить перед собой конкретную цель. Кстати, на этом моменте ломаются очень многие команды. Представьте: несколько человек потратили месяцы своей жизни на тренировки, потерпели сокрушительное поражение на турнире и хотят знать, что пошло не так. Если у команды нет толкового менеджера, который разберётся с этой ситуацией, игроки могут увлечься поисками виноватого, переругаться и расстаться навсегда. Именно поэтому очень важно при поиске товарищей по команде иметь единую цель — так, чтобы каждый член коллектива понимал, для чего он здесь и на что тратит своё бесценное время. Именно так формируется команда, в которой не просто знакомые, желающие вместе провести время, а хорошо сыгранные, успешно взаимодействующие друг с другом товарищи. Если всё получилось — команда готова к регистрации на свой первый турнир.
Главная проблема начинающих киберспортсменов — определить, какое место занимает игра в их жизни. Молодые игроки, решившие встать на путь киберспорта, зачастую собирают команду, обзаводятся приличным компьютером и начинают вкладывать в игру всё своё время. При этом всё остальное в их жизни начинает хиреть — личная жизнь, отношения с родителями, учёба, работа. Поэтому первое, чем должен овладеть киберспортсмен, — наукой тайм-менеджмента. Необходимо определить самые важные вещи, которые происходят в собственной жизни, оценить необходимое на них время и количество свободных часов, после чего распределить их, исходя из своих целей. Если киберспортсмен способен справиться с этим, то и остальные трудности ему вполне по плечу.
Молодых киберспортсменов, добивающихся успехов на состязаниях, могут позвать на контракт. Для этого во всех крупных организациях есть скауты — люди, выискивающие «молодые таланты». Всё, как в реальном спорте.
Однако в целом киберспортивная сцена очень стабильна: игроки, составляющие топ в каждой дисциплине, играют много лет, тренируются только друг с другом и старательно держат свои секреты вдали от новичков, чтобы самим не подращивать конкуренцию. Из-за этого во многих дисциплинах возникает проблема недостижимости вершины, ведь для повышения уровня необходимо играть с более сильным противником, а добраться до высшей лиги в киберспортивной дисциплине крайне тяжело.
Киберэкипировка
Но стать киберспортсменом с вашим слабеньким домашним компьютером не всегда получится. Желательно иметь более мощное, совершенное оборудование. И это касается не только системного блока с процессором, материнской платой и видеокартой. Огромное значение имеет монитор — именно визуальные события в киберспорте определяют результат. Не меньшую роль играет мышка — её размер, положение, степень скольжения по коврику. Всё это уникально для каждого отдельного игрока, и именно этим он должен озаботиться, если хочет принимать участие в соревнованиях. Ещё одна важная деталь — клавиатура. Не стоит забывать о наушниках и микрофоне — звук тоже играет большую роль. Чем лучше звучание в наушниках, тем быстрее человек поймёт, что противник рядом; чем лучше качество голоса в игре, тем лучше члены команды будут слышать друг друга. Не обойтись без общих компьютерных знаний, уметь настроить программу для переговоров, поставить драйвера и так далее.
Стоимость компьютера будет сильно зависеть от конфигурации и дисциплины. Качественный набор периферии — клавиатура, мышка, коврик и наушники — обойдётся в 12 000–15 000 рублей. Часто на турнирах организаторы предлагают воспользоваться своим оборудованием, но многие профессиональные игроки, привыкшие к своей экипировке, приносят мышки, клавиатуры и наушники с собой.
Если игрок серьёзно подошёл к вопросу технического оснащения и обзавёлся машиной, которая подходит по системным требованиям, ему практически не нужно думать об апгрейдах. Системные требования в одной и той же игре меняются нечасто. Что касается клавиатур, мышек и наушников, то тут всё зависит от аккуратности и эмоциональности игрока. Если киберспорсмен следит за своим оборудованием и не швыряется им в стены в моменты острых переживаний, то набор периферии может прослужить года полтора.