Евгений Козловский - российский писатель, драматург, режиссёр театра и телевидения. Один из самых известных компьютерных журналистов и блогеров.
В комментариях к интервью «Почва для инноваций в стране есть», взятом Андреем Анненковым у исполнительного директора «Русских навигационных технологий» Ивана Нечаева, я довольно внятно изложил свое отношение к ГЛОНАСС. Для тех, кто поленится обращаться к первоисточнику, повторю тезисно.
В мире работает отличная система GPS. Да, она принадлежит американским военным, которые, при необходимости, могут ее отрубить. Такая необходимость может случиться, если Россия вступит в войну с США или их союзниками. Или наоборот - США объявит войну России или… даже не могу сходу назвать ее союзников… ну, скажем, Белоруссии. Но, насколько мне известно, ни та страна, ни другая этого не планирует. А вдруг что-то изменится - и запланирует? Хорошо бы, дескать, подстраховаться. Что ж, и на этот счет есть решение, - технологически, похоже, ничуть не худшая, а то и лучшая, чем ГЛОНАСС - система «Галилео». Россия, наряду с Китаем, Израилем, Южной Кореей и Украиной - уже в числе участников этого всеевропейского проекта.
«Галилео» - проект не военный, так что предположить его отключение хоть и возможно, но вероятность тут поменьше, чем извержение какого-нибудь вулкана на Урале. То есть я полагаю, что, хотя любое расширение высокотехнологической инфраструктуры (одной из которых, безусловно, является и геопозиционирование), вещь правильная, полезная и лично мне приятная, оно вряд ли имеет право находиться в первых строчках приоритетных затрат. В нашей стране. Сегодня. Тем не менее, соглашаясь со своей слабой компетентностью в деле Государственной Безопасности, я готов согласиться отстегивать понемножку из своих налогов на окончательное построение ГЛОНАСС. Хотя кто меня спросит, на что и как будут израсходованы и мои деньги?
Если следовать логике (а не плану очередного беззастенчивого отъёма денег у населения), дальше дело должно бы пойти так. Военные и прочие Государственные Безопасники должны полностью перейти на ГЛОНАСС-навигаторы. Которые - опять же из Соображений Безопасности, можно делать где-нибудь в Зеленограде (что-то из этой обоймы я уже видел: обхохочешься!) или заказать в Китае по собственным чертежам. Или даже - по их. Какую китайцы могут при производстве ГЛОНАСС-чипов устроить нам подлянку, я, со своим слабым соображением, понимаю плохо, но Государственные Эксперты конечно объяснят. Ну, чтобы в случае чего… Всем же остальным предоставить свободный выбор. Какой системой хочешь - такой и пользуешься. Вдруг - по непонятным мне причинам - ГЛОНАСС окажется точнее, чем GPS (за добрый десяток лет пользования им, правда, я ни разу не промахнул мимо нужного перекрестка и не заплутал на развязке)? Или вдруг у человека обостренное чувство опасности и ему страшно оказаться без поводыря (когда американцы вдруг его отзовут). Не знаю. «Свобода лучше, чем несвобода» (© Д. Медведев), - пусть пользуются, чем хотят. По мере повышения (чем черт не шутит?!) популярности в народе именно системы ГЛОНАСС производители зашевелятся и примутся поставлять на российский рынок навигаторы, воспринимающие соответствующую систему навигации. Тем более что пользование что ей, что GPS, простому обывателю кажется бесплатным, хоть на деле абонентская плата, надо полагать, уже включена в стоимость навигационных чипов.
Однако здравый смысл подсказывает всем, в том числе г-ну Евтушенкову (главе АФК «Система», чьи акции на Нью-Йоркской бирже почему-то наотрез отказываются расти), что вряд ли популярность ГЛОНАССа в народе, в отличие от курса акций АФК «Система», пойдет вверх. Во-первых, от добра добра не ищут. Во-вторых, похоже, что чипы ГЛОНАСС будут заметно дороже чипов GPS (сам Евтушенков сознался). А денег - хочется. Что же тогда придумать?
И вот, г-н Евтушенков встречается с Нашим Всём, и в процессе беседы рождаются великолепные планы. Например, насильственно устанавливать системы геопозиционирования на все производящиеся в России автомобили. Угадали, какие именно системы? Правильно! Устанавливать не за бесплатно, - что можно было бы понять как усиление заботы Государства о населении. А за его, населения, денежки. И попробуй - откажись. Ну, не будет вариантов! Не будет машин без ГЛОНАССа!
Или еще, например: запретить в России продажу навигационных устройств, не поддерживающих ГЛОНАСС. Тут, с какой стороны ни посмотри, заботы о населении не угадывается (разве что на случай Третьей Мировой), а только о благосостоянии г-на Евтушенкова и возглавляемой им АФК «Система».
Что же это значит для нас с вами? Перед всякими там тайваньцами и прочими китайцами, снабжающими наш вставший с колен народ разными мобильниками, коммуникаторами и чисто навигаторами, возникнет простой выбор: либо доставлять внутрь ГЛОНАС-чип, чем увеличивать стоимость гаджетов процентов дай бог если на двадцать, либо отказаться от встраивания в «устройства для России» навигационных чипов вообще (чисто навигаторы в эту группу не войдут никак). От чего цены на соответствующие гаджеты понизятся вряд ли.
Вот на эти вот добавочные бабки г-н Евтушенков и пытается всех нас развести.
И ведь разведет! Куда мы, - в очередной раз - на фиг, денемся?