Социальные услуги скоро тоже станут мобильными. Электронный больничный, электронный трудовой договор, электронная трудовая книжка, социальный навигатор для инвалидов - всё это уже есть или начинает активно развиваться. Будущее «цифры» недавно обсудили и в Аналитическом центре при Правительстве на конференции «Развитие цифровых социальных сервисов».
Больничный и трудовая книжка - в интернете
«Фонд социального страхования совместно с Минтрудом России разрабатывает проект социального электронного навигатора, на базе которого будут объединены все государственные соцуслуги, в том числе электронный больничный, - сообщил председатель Фонда Андрей Кигим. - Создание электронной платформы поможет человеку оперативно со смартфона найти ближайший офис фонда или аптеку, отследить предоставление средства технической реабилитации».
«Такой сервис будет необходим всем застрахованным, - уверен замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов, - потому что каждый из нас хотя бы раз в жизни пользовался такой услугой соц-страхования, как больничный».
«У каждой страны свой путь формирования цифровой экономики, но в то же время нужно анализировать опыт других государств», - сказал первый замруководителя Аналитического центра при правительстве Владислав Онищенко. На конференции своим опытом поделились сразу несколько стран. Александр Дженсен из Дании рассказал об уникальном соцпроекте «Be My Eyes» для слепых и слабовидящих - их сегодня 285 млн человек в мире. Работает сервис на 90 языках, в том числе в России и на русском. Если вы доброволец, желающий помогать, можете зарегистрироваться и ждать уведомления о том, что слабовидящий человек нуждается в помощи. После того как пара будет сформирована, приложение автоматически соединит вас через видеовызов. Клиент с нарушениями зрения наводит камеру телефона на всё, что ему нужно рассмотреть, а вы описываете то, что видите. В общем, видящие помогают слепым ориентироваться в пространстве. Причём один может находиться в России, а другой - в Германии.
Сеок Вон из Южной Кореи поделился информацией об электронных трудовых договорах. А Фуад Абдуллаев рассказал, как в Азербайджане с 2015 г. перешли на электронные трудовые книжки. Интересный опыт для России. Как и проект из Словении - один из местных отелей выдаёт каждому клиенту смартфон с программой, которая становится его навигатором по окрестностям. «Если взять этот сервис за основу, заменив словенского туриста на российского инвалида, его можно использовать у нас», - прозвучала реплика в зале.
«Пора и нам просыпаться»
Российским IT-экспертам тоже было чем поделиться. Александр Лещинский рассказал об «облачном переводчике» - скачав эту программу, неслышащий человек может прийти в любое общественное место и воспользоваться услугой сурдопереводчика в своём телефоне. Кстати, переводчиком благодаря Фонду соцстраха уже пользуются инвалиды Иркутской области.
О своих разработках рассказали ведущие мобильные операторы. Билайн представил приложение для сотрудника Фонда соцстраха и противоударный планшет. МТС придумал центр цифровой реабилитации для людей, пострадавших на производстве. «Мегафон» - соцсервисы для иностранных инвалидов в России и смартфон для незрячих людей.
«В Европе ещё в 90-е годы начали создавать электронные сервисы, и сегодня они, словно паутина, обвили все системы, в том числе социальные. Пора и нам просыпаться, - сказал «АиФ» зампредседателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. - Людям с инвалидностью мобильные сервисы могут очень помочь - заказать социальное такси, получить кресло-коляску и др. Это удобно. Понятно, что впрямую опыт других стран не используешь - у нас своя специфика. Но, думаю, уже в ближайшие годы будут разработаны системы, подходящие для нашей страны».