Примерное время чтения: 5 минут
1537

Северная война. За что судно «Гринпис» выгнали из Карского моря?

Ледокол «Гринпис» Arctic Sunrise. Фото: en.wikipedia.org

На российском Севере разыгрались жаркие страсти, совсем не характерные для этих мест. Попытка экологической организации «Гринпис» провести акцию против нефтедобычи в Арктике наткнулась на столь решительное сопротивление российских властей, что защитникам природы пришлось отступить.

Трудности Севморпути

В начале августа 2013 года ледокол «Гринпис» Arctic Sunrise вышел из норвежского порта Киркинес в направлении российских территориальных вод. Главной целью похода Arctic Sunrise являлось Карское море, где экологи собирались выразить протест против освоения Арктики российской госкомпанией «Роснефть» и американской ExxonMobil. Представители «Гринпис» выступают против нефтяного бурения и добычи нефти на арктическом шельфе, полагая, что это приведет к масштабной экологической катастрофе.

На пути к месту назначения активисты «Гринпис» провели аналогичный протест в Баренцевом море.

Трудности у Arctic Sunrise возникли с получением разрешения на проход судна по Северному морскому пути. Трижды представители «Гринпис» подавали соответствующие бумаги, и трижды получали отказ по формальному поводу.  Представители «Гринпис» посчитали, что отказ необоснован и вызван нежеланием допустить экологов в район, где нефтяники ведут работы.

Так и не добившись разрешения, судно экологов, на борту которого находилось 27 человек, приняло решение действовать на свой страх и риск. Ледокол вышел на Северный морской путь, а представители «Гринпис» объявили, что считают отказ в разрешении на проход попыткой подавления мирного протеста.

В зоне особого внимания

Arctic Sunrise вошел в зону участка Восточно-Приновоземельский, где ведут геологоразведочные работы «Роснефть» и ExxonMobil. На эти работы нефтяные компании получили соответствующую лицензию, несмотря на то, что участок пересекает акваторию знаменитого национального парка «Русская Арктика».

За действиями экологов наблюдали пограничники, следовавшие за Arctic Sunrise на корабле береговой охраны.

После того, как активисты, несмотря на запрет, двинулись в район, где ведется нефтяная разведка, пограничники потребовали от судна остановиться и принять группу досмотра.

Выяснилось, что экологи нарушили установленную в этом районе четырехмильную зону безопасности. Сами активисты «Гринпис» уверяют, что подобное нарушение в их планы не входило – просто размеры зоны были установлены поздно и не проходили по навигационным системам.

Экипаж Arctic Sunrise выразил протест, заявив, что требования о досмотре в данных условиях незаконны – ведь они находились не в территориальных водах России, а в исключительной экономической зоне, никоим образом не мешали работе судов сейсморазведки и полностью соответствовали всем правилам навигации на Севморпути.

Однако, по словам координатора арктической программы «Гринпис Россия» Романа Долгова, пограничники предупредили, что в случае отказа они готовы принять самые решительные меры. Тогда экологи согласились допустить на борт группу пограничников, поставив условие: никого не арестовывать и не конфисковывать оборудование судна и вещи экипажа.

Экологов попросили выйти

Досмотр судна длился несколько часов и, по словам Долгова, никаких нарушений пограничники не нашли, кроме отсутствия на корме флага Нидерландов (судна «Гринпис» ходят именно под этим флагом). Ввиду незначительности нарушения оснований для задержания Arctic Sunrise не было, однако, несмотря на это, пограничники потребовали от экологов покинуть акваторию Севморпути. Представители «Гринпис» вновь выразили протест, а пограничники вновь предупредили, что отказ заставит их перейти к самым решительным мерам.

В результате экологи объявили о том, что покидают Карское море из-за угрозы насилия со стороны российской береговой охраны. Координатор «Гринпис Россия» Роман Долгов считает, что фактически береговая охрана и власти России защищают интересы нефтяников.

«Гринпис» не намерен оставлять без ответа подобную ситуацию. Поскольку Arctic Sunrise ходит под флагом Нидерландов, экологи намерены просить правительство этой страны обратиться в международные организации с жалобой на Россию за нарушение международных норм морского права и свободы выражения.

Что стоит за протестом?

Отношение к подобным экологическим акциям в обществе двоякое. С одной стороны, многие готовы поддержать усилия активистов по защите природы от хищнической эксплуатации, ставящей под угрозу само будущее человеческой цивилизации.

Но есть и другой взгляд на проблему. Шумные и скандальные акции «Гринпис», направленные на срыв освоения Россией арктического шельфа, проходят на фоне активных попыток других государств доказать свои права на долю богатого нефтью и газом «арктического пирога». Нельзя исключать, что экологи становятся орудием в жесткой конкурентной борьбе.

Справедливости ради, стоит отметить, что активность экологов вокруг вопросов, связанных с освоением Арктики, отмечена не только на российском Севере.

В минувшее воскресенье активисты «Гринпис» провели акцию непосредственно во время проведения этапа чемпионата мира по автогонкам в классе машин «Формула-1» в бельгийском Спа. В данном случае «досталось» компании SheII. Согласно коммюнике «Гринпис», участникам акции удалось забраться на крышу главной трибуны напротив VIP-ложи и развернуть бандероль с лозунгом: Арктика — да! Shell — нет! Кроме того, перед началом гонки двое активистов облетели трассу с этим же лозунгом на параплане. Компания Shell является спонсором автогонок «Формула-1».

Акция Гринпис на Гран-при Формулы-1 в Бельгии Акция «Гринпис» на Гран-при «Формулы-1» в Бельгии. Фото: www.globallookpress.com
Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах