В созвездии Водолея открыли таинственно тускнеющую двойную звезду

Москва, 17 января - АиФ-Москва.

Таинственно тускнеющая двойная звезда FO открыта в созвездии Водолея, сообщает Astrophysical Journal.

Светило пополнило список загадочных небесных тел, которые тускнеют по необъяснимым причинам. Оба компонента двойной звезды стали в семь раз тусклее за несколько лет.

По словам Колина Литтлфилда из американского университета Нотр-Дама, угасание звезды является признаком того, что белый карлик перестал «воровать материю у своей соседки». Впрочем, FO Водолея уже начала повторно набирать яркость, однако этот процесс занял слишком много времени.

Светило относится к редкому типу двойных звезд, которые называют полярными. Обычно они представляют собой пары: крупный белый карлик и небольшая обыкновенная звезда, которые вращаются очень близко друг к другу. Благодаря этому часть внешних слоев обычной звезды находится в гравитационной «сфере влияния» белого карлика. Таким образом, он перетягивает на себя ее материю, что усиливает яркость системы и заставляет ее колебаться по мере того, как «звезда-вампир» «переваривает» украденный водород и сжигает его на своей поверхности.

FO Водолея является одной из самых близких к Земле звезд такого типа. Она удалена от планеты на 500 световых лет. В 2014 году телескоп «Кеплер» изучил часть созвездия Водолея, где находится FO. Благодаря этому астрономы впервые точно измерили ее светимость и другие параметры.

Спустя два года, когда звезда «выглянула» из-за Солнца, ученые повторно проверили результаты наблюдений «Кеплера» и выяснили, что яркость небесного тела снизилась более чем на две звездных величины, уменьшившись в семь раз. До сих пор астрономы не видели подобных явлений, наблюдая за двойными светилами.

Кроме того, FO Водолея начала «моргать», повышая или понижая свою светимость на 50% каждые 22 и 11 минут и переключаясь между этими циклами каждые два часа. По мнению ученых, это связано со скоростью вращения по орбите вокруг обычной звезды.

Причины снижения яркости светила пока не известны. Возможно, это крупное пятно на поверхности обычной звезды, которое случайно попало в точку, откуда карлик «ворует» материю. Сильное магнитное поле пятна могло замедлить процесс перетекания водорода. Хотя это не объясняет слишком долгое восстановление яркости звезды. Поэтому она попала в категорию загадочных светил, чье поведение современная наука пока не может понять.