Примерное время чтения: 9 минут

«На Марсе могла быть жизнь!» Астроном — об изучении Красной планеты

Человечество уже много лет интересует вечный вопрос — есть ли жизнь на Марсе? В последние годы СМИ пишут об удивительных находках учёных на Красной планете. 26 марта 2013 года, на Марсе были обнаружены следы озера. В интернете периодически появляются сообщения об обнаружении там марсиан, страусиных черепов и скал в виде огромной головы. На планете якобы были найдены останки животных и русла рек. Астроном и лектор Петербургского планетария Максим Ховричев рассказал о том, каким марсианским находкам можно верить и сделал прогноз, когда человечество освоит планету.

На поверхности планеты есть очертания, напоминающие русла рек
На поверхности планеты есть очертания, напоминающие русла рек. Фото: NASA

Мифы о Марсе

На сегодняшний день ни один человек не был на Марсе. Люди могут судить о планете лишь по снимкам с марсоходов, которые регулярно выкладываются в Сеть. Несколько лет назад американский путешественник Джозеф Скиппер разглядел на одной из фотографий страусиные черепа с глазницами и вытянутыми клювами. Рядом с «черепами» находились предметы, похожие на фрагменты скелета. Позже российская журналистка увидела на фотографии лицо марсианина, выглядывающего из песка. Одной из самых грандиозных находок стала скала в виде огромной головы размером 20 на 45 км. У головы видны глаза, нос, брови и рот. Получается, эту великанскую голову кто-то высек?

Учёные опровергают все эти лженаходки. «Это всё неправда, — уверен Максим Ховричев. — Много предметов похожи на другие вещи. Можно подойти к детской песочнице и найти камешек в форме оленя. Необычным находкам на Марсе можно найти простое объяснение. При съёмке с борта марсохода возникают отражения, разные прецеденты. Наука — точно сбалансированная система, где нет места подобным чудесам».

На Марсе много камней, похожих на различные предметы
На Марсе много камней, похожих на различные предметы. Фото: NASA

На планете могла быть жизнь

Несмотря на то, что скелетов на Марсе пока не обнаружено, удивительные находки на планете всё-таки встречаются. Например, в южной области Марса есть гигантский кратер, размер которого исчисляется тысячами километров. Это ударный бассейн Эллада. Он настолько глубокий, что атмосферное давление на дне бассейна вдвое выше. Атмосфера в бассейне в 160 раз менее плотная, чем на Земле, но, несмотря на это, вода на дне может существовать в жидком состоянии.

На Марсе есть кратер в виде смайлика
На Марсе есть кратер в виде смайлика. Фото: NASA

В кратере Гейла, где и было найдено озеро, дневная температура достигает 20 градусов по Цельсию. Озеро из вечной мерзлоты не тает из-за низкого атмосферного давления. На Земле этот лёд превратился бы в воду. Такое явления наблюдается в нескольких областях Марса. Марсоходы обнаружили на планете минерал гематит, который образуется только в водном растворе. В результате бурения поверхности в одном из отверстий был обнаружен метан, который часто воспринимают как маркер жизни. Кроме того, на планете существует множество форм, которые напоминают пересохшие русла рек. Если на Марсе когда-то была жидкая вода, значит, была и жизнь.

В кратере Гейла было найдено озеро
В кратере Гейла было найдено озеро. Фото: NASA

«Можно говорить о слаборазвитой жизни на Марсе на уровне бактерий, — считает Максим Ховричев. — Возможно, раньше на Марсе был более мягкий климат с существованием жидких водоёмов. Есть много свидетельств, среди которых обнаружение отпечатков одноклеточных организмов при анализе марсианских метеоритов. Но этот вопрос не решён до сих пор, поскольку на данный момент прямых улик жизни на Марсе не существует. Ближе к полярной шапке Марса был запущен зонд Феникс с целью найти криожизнь, жизнь при низких температурах. Эта надежда не оправдалась».

Люди могут узнавать о Красной планете только через снимки с марсоходов
Люди могут узнавать о Красной планете только через снимки с марсоходов. Фото: NASA

«Полёт на Марс — самоубийство»

По словам астронома, Марс похож на Землю многими свойствами, но планета изучена ещё недостаточно для того, чтобы человек смог жить на ней. Максим скептически относится к проекту «Mars One», в рамках которого несколько астронавтов должны улететь на Марс в один конец, чтобы освоить планету и основать там колонию для дальнейшей жизни. Во-первых, для осуществления идеи нужны миллиарды долларов. «Это привлекательная цель для нескольких крупных государств, — говорит Ховричев. — Сложно представить, сколько денег потратили американцы для высадки на Луну». Если деньги всё-таки будут найдены и астронавты долетят до Красной планеты, жизнь в марсианской колонии может закончиться, едва начавшись.

«На Марсе чрезвычайно высокая радиация, — объясняет Ховричев. — Прилететь на Марс — это всё равно, что приехать в Чернобыль и сесть рядом с ядерным реактором. Проживёте неделю, может быть, месяц. Это фактически самоубийство. Полёты всех пилотируемых кораблей проходят близко к Земле для нахождения под защитой магнитного поля. Единственный способ защититься от радиации на Марсе — жить под толстым слоем грунта. Такое количество грунта туда просто невозможно привезти».

На Марсе есть гигантская голова
На Марсе есть гигантская голова. Фото: NASA

Человечеству придётся покинуть Землю

Однако человечеству всё равно придётся рано или поздно покинуть Землю. Правда, до этого момента на планете успеют смениться тысячи поколений. «Исследования керна показали, что за последние 800 тысяч лет климат на Земле колеблется довольно серьёзно, — рассказывает астроном. — Когда-нибудь на нашей планете возникнут нетолерантные для жизни условия». По мнению астронома, людям будет необязательно переселяться на другую планету: человечество сможет жить в специальных бункерах даже на орбите. Несмотря на отсутствие привычного образа жизни, существование на орбите будет гораздо комфортней, чем на Марсе: на Красной планете сила тяжести в три раза меньше земной, и человеку там будет крайне неудобно даже при решении вопроса с радиацией.

Некоторые разглядели на планете страусиные черепа
Некоторые разглядели на планете «страусиные черепа». Фото: NASA

На сегодняшний день освоение Марса человеком экономически невыгодно. Астроном уверен: до полёта человека на Марс ещё много десятилетий или даже столетий работы. Прежде всего, нужно детально изучить климат планеты и составить подробную карту, которой до сих пор не существует. На Красной планете остаётся много неразгаданного и таинственного. «Мы должны изучить процессы эрозии и перемещение дюн по планете, — объясняет лектор. — Есть также одно интересное явление: на некоторых снимках с марсохода в овраге на Марсе видно что-то, похожее на ручеёк. На других снимках там уже ничего нет. Поэтому сначала нужно всё выяснить и изучить, а потом уже думать об освоении Марса».