Российским физикам впервые удалось надолго запереть свет в наноловушке

Москва, 17 января - АиФ-Москва.

Российские физики из Университета ИТМО вместе с коллегами из Австралии и Южной Кореи в ходе эксперимента поймали электромагнитную (световую) волну в наноразмерный резонатор и удерживали ее рекордно продолжительное время. Результаты этого исследования были опубликованы в научном журнале Science

Ученые создали наноразмерные резонаторы, которые могут удерживать свет в двести раз дольше периода одного колебания световой волны. Причем небольшие размеры резонаторов позволят использовать их для создания компактных сенсоров, приборов ночного видения и оптических средств передачи информации.

Еще два года назад физики из ИТМО теоретически доказали, что можно захватывать и удерживать свет в очень маленьких резонаторах, размеры которых намного меньше длины волны света.

Теперь они экспериментально подтвердили это, показав, что разработанная ими система может работать как эффективный нанопреобразователь частоты света.

В качестве материала для ловушки в форме цилиндра с определенным отношением диаметра к высоте был выбран арсенид галлий. Это полупроводник, имеющий большой показатель преломления и сильный нелинейный отклик в ближнем инфракрасном диапазоне.

Во время эксперимента эталонная частица захватила свет на время, превышающее в 200 раз период одного колебания световой волны. Для частицы таких размеров этот показатель, как правило, не превышает 10 периодов световых колебаний.