Примерное время чтения: 9 минут

Музыка с орбиты. Поющий космонавт стал звездой YouTube

Крис Хэдфилд на борту МКС. Фото: www.globallookpress.com

Командир очередного экипажа Международной космической станции канадец Крис Хэдфилд не похож на пионера космических трасс Юрия Гагарина. И дело не во внешних данных и продолжительности полета.

Если Гагарину хватило 108 минут полета для того, чтобы из старшего лейтенанта превратиться в майора, и обрести всемирную славу на все времена, то Хэдфилду прославиться не помогла бы и полугодичная вахта на орбите, если бы она состояла исключительно из научных экспериментов.

Космический клип от командира МКС

МКС. Изображение www.globallookpress.com

Восторженное отношение к героям космоса, царившее в мире полвека назад, ныне сменилось на почти равнодушное: «О, кто-то опять полетел на орбиту. Кстати, как зовут этого парня?»

Крис Хэдфилд, нужно заметить, за время своего космического полета приложил немало усилий для популяризации собственной работы и работы своего экипажа, в который также входили россиянин Роман Романенко и американский астронавт Томас Хашберн. Канадец выкладывал в Сеть видеоролики о проводимых экспериментах, рассказывал о быте космонавтов, писал в «Твиттер» и отвечал на вопросы пользователей соцсетей.

К концу пребывания Хэдфилда на МКС количество читателей его твиттера превысило 800 тысяч человек, однако «главный номер шоу» космонавт приберег напоследок.

Прощаясь со станцией, Крис Хэфилд записал видеокавер на песню популярного певца Дэвида Боуи «Space Oddity». В своем твиттере астронавт написал: «С уважением к гению Дэвида Боуи — вот „Space Oddity“, записанная на МКС. Последний взгляд на мир».

Песня «Space Oddity» была написана Дэвидом Боуи в 1969 году, и сразу была признана одним из самых романтичных произведений о покорителях космоса. Сюжет песни прост — затерявшийся среди звезд астронавт майор Том переговаривается с центром управления полетами, рассказывая о тоске по дому и родным и о удивительных звездах, проплывающих перед его глазами.

При этом песня Боуи довольно грустная — ее герой так и не вернулся на Землю. Именно поэтому в 1969 году ее придерживали на «Би-Би-Си», ожидая благополучного окончания лунной миссии «Аполлона-11».

Да и сам Крис Хэдфилд, исполняя такую песню перед возвращением на Землю, не вызвал одобрения у людей, склонных к суевериям.

Версия Хэдфилда отличается от версии Боуи — канадец, в частности, поет про корабль «Союз», который должен вернуть его на Землю.

Нужно заметить, что Крис Хэдфилду и его товарищам по экипажу в этом смысле явно повезло больше, чем майору Тому — в 6:30 мск 14 мая спускаемый аппарат российского корабля «Союз ТМА-07М» благополучно приземлился в Казахстане.

Как советский космонавт не стал майором Томом

Крис Хэдфилд, образно говоря, приземлился знаменитым — на данный момент его «космический клип» собрал на YouTube 4 миллиона просмотров, а самого космонавта восторженная публика называет «галактической звездой».

Любопытно, что исполненная канадцем песня о судьбе затерянного меж звезд космонавта отчасти имеет отношение к его коллеге по экипажу — россиянину Роману Романенко.

Дело в том, что Роман — космонавт во втором поколении, сын советского космонавта Юрия Романенко. С Романенко — старшим во время полета на станции «Салют-6» произошла комическая история, едва не обернувшаяся трагедией.

Юрий Романенко и Георгий Гречко Юрий Романенко и Георгий Гречко. Фото РИА Новости

Юрий Романенко и его напарник Георгий Гречко совершали выход в открытый космос. Причем на внешней поверхности станции работал Гречко, а Романенко страховал его, находясь в проеме люка. Когда все работы были завершены, Романенко, сказав: «Надо же полностью выйти в космос», оттолкнулся от поручней, и стал вылетать из люка.

Как вспоминал впоследствии Георгий Гречко, в этот момент он увидел, что страховочный карабин его товарища не пристегнут, и Романенко фактически вылетает в открытый космос без страховки, что равносильно гибели — подобрать отставшего от станции космонавта практически невозможно.

Гречко проявил молниеносную реакцию — он буквально вцепился в ноги коллеги и втащил его назад, бросив короткую фразу, ставшую легендарной среди космонавтов:

— Юра, ты куда собрался?

Так, благодаря реакции Гречко, советский космонавт не стал реальным воплощением песенного майора.

«Динозаврики» в открытом космосе

Следует отметить, что Крис Хэдфилд — далеко не первый покоритель космоса, который становится широко известен благодаря неординарной деятельности на орбите.

В 2009 году в свой первый полет на МКС отправился россиянин Максим Сураев. Он стал первым из отечественных космонавтов, который вел блог с орбиты. Его творчество получило весьма лестную оценку — так, журнал Wired признал блог Сураева самым интересным и веселым среди «космических» блогов, отдав космонавту предпочтение перед его американскими коллегами.

Максим Сураев легко и с юмором стал писать о космическом быте, который американцы старались не затрагивать. Кроме того, россиянин размещал в блоге юмористические фото. Например, снявшись с неработающим насосом, космонавт «по секрету» сообщил, что это ни что иное, как новейшая разработка российского ВПК, предназначенная для шпионажа за американскими сегментами станции, а также для отражения нападений инопланетян.

Другая история связана с выходом в открытый космос, который транслировался по каналу NASA TV. Переговоры российских космонавтов за бортом станции переводила на английский для аудитории женщина-переводчик, которая буквально впала в ступор на фразе Сураева:

— Я задним зрением смотрю — там динозаврики!

Сам Сураев потом пояснил, что у россиян на орбите не произошло помутнения рассудка: «Динозаврики» — это такой специальный инструмент для работы в открытом космосе, кусачки. Для перекусывания проводов, контровки...

Джефф Уильямс и Максим Сураев через несколько минут после приземления Джефф Уильямс и Максим Сураев через несколько минут после приземления. Фото www.globallookpress.com

«Динозаврики» были в сумке, Олег привязал ее к поручню. А я боковым зрением смотрю — сумка уже парит. То, что она привязана, я не видел. Ну, и говорю, мол, «динозаврики» полетели».

Нужно ли говорить, что история с «динозавриками» добавила популярности Сураеву у обитателей Сети.

Выдержит ли звезда конкуренцию?

Сураев, к слову сказать, удивил не только интернет-пользователей, но и ученых, когда первым на орбите вырастил пшеницу. Причем сделал это, что называется, вне программы — найдя зерна в укладке, оставшейся от предыдущего экипажа, россиянин посадил их самостоятельно.

Любознательность Сураева оказалась вознагражденной — пшеница, не прораставшая ранее ни в одном «официальном» эксперименте, на сей раз выросла!

К моменту посадки Максим Сураев был уже настолько популярен, что получил предложение сняться в кино. Разумеется, в роли космонавта, который, по сюжету, высаживается на Марсе.

Однако менять настоящий космос на кинематографический россиянин не захотел — сейчас россиянин готовится к новой экспедиции на МКС, намеченной на 2014 год.

В 2015 году на Международную космическую станцию в качестве космической туристки собирается отправиться британская певица Сара Брайтман. Певица, заплатившая за полет 50 миллионов долларов, намеревается исполнить с орбиты музыкальное произведение под аккомпанемент хора и оркестра на Земле. Кроме того, британка в космосе намерена фотографировать и вести «космический блог».

Сара Брайтман Сара Брайтман. Фото www.globallookpress.com

Но с учетом успехов Криса Хэдфилда и Максима Сураева, Саре Брайтман придется выдержать поистине космическую конкуренцию за внимание публики.

Ведь космонавты — это профессионалы самого высокого полета, причем не только в своей основной деятельности.