Примерное время чтения: 9 минут

Место для шабашей. Во что превратилась Кольская сверхглубокая скважина

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. За какое будущее проголосовала Украина? 24/04/2019
Кольская сверхглубокая скважина. Буровая первого этапа (глубина 7600 м), 1974 год. Commons.wikimedia.org

Сейчас здесь лишь покорёженный металл и разрушенные строения. Побродив среди руин, вы можете наткнуться на проржавевший диск, прикрученный мощными болтами, как кажется, к самой земле. Он не особенно примечателен. Но под ним — скважина, занесённая в Книгу Гиннесса как самое глубокое вторжение человека в земную кору. Держитесь крепче, у вас под ногами — колодец глубиной в 12 с лишним км.

С распадом СССР шахту забросили, и теперь она служит яркой демонстрацией наступления Новых Тёмных Веков. Хотя место и выглядит заброшенным, сюда частенько наведываются туристы-экстремалы, а также любители эзотерики, устраивающие здесь свои молебны-шабаши. Они верят, что в этом «месте силы» скрыт портал в иное измерение, а то и в саму преисподнюю. Наиболее ретивые пытаются вскрыть заваренный вход в шахту, чтобы воочию увидеть демонов и докричаться до адских чертогов. Уходя, оставляют для обитателей геенны огненной водку с закуской и стаканы.

Устье Кольской скважины с металлической заглушкой, август 2012
Устье Кольской скважины с металлической заглушкой, август 2012 Фото: Commons.wikimedia.org

Как проникнуть в мантию

Километры вглубь — это результат соревнований между СССР и США за проникновение в недра Земли. Целью учёных было пробурить скважину через земную кору и добраться до мантии. Ну или хотя бы до нижней границы коры — так называемой поверхности Мохоровичича.

Америка сделала ставку на бурение в океане — считалось, что морское дно ближе к мантии, чем поверхность Земли. Их проект назывался «Мохол» (от слияния слов Мохоровичич и hole — «дыра»). В 1961 г. американцы приступили к бурению скважины рядом с вулканическим островом Гуадалупе в Тихом океане. За пять лет они сделали несколько пробных скважин, после чего проект свернули из-за перерасхода средств.

Советские геологи с самого начала нацелились на изучение континентальной земной коры. И к делу подошли основательно: для бурения выбрали место, где полностью отсутствует чехол осадочных пород, а сами породы очень древние — их возраст почти 3 млрд лет. Это был безлюдный район на Кольском полуострове, на территории Балтийского щита.

Кольская сверхглубокая скважина, 2012 г.
Кольская сверхглубокая скважина, 2012 г. Фото: Commons.wikimedia.org

В те годы учёные полагали, что наша планета состоит из трёх концентрических сфер — жидкого железно-никелевого ядра, мягкой мантии и тонкой твёрдой коры на её поверхности. Тонкой, конечно, в масштабах планеты. На самом деле работа предстояла грандиозная — преодолеть толщу в 15 км, пройти границу Мохоровичича и оказаться в мантии.

Была сформирована исследовательская группа, и в 10 км от города Заполярного возвели 60-метровую башню для буровой установки. Само бурение Кольской сверхглубокой скважины начали в 1970 г. Хотя первое сообщение в печати о работе советских геологов появилось лишь в 1975-м, когда была преодолена отметка в 7 км.

Сродни полёту в космос

О многочисленных авариях при бурении советская пресса, разумеется, не писала. Да и не знала. А ведь ниже отметки в 7 км они стали происходить регулярно. Твёрдые граниты сменились трещиноватыми слоистыми породами. Ствол скважины начал осыпаться, бур часто заклинивало, а его головка при попытке подъёма обрывалась. Часть буровой колонны при этом оставалась под землёй — извлечь её было невозможно.

Что в таком случае делать? Приходилось цементировать этот участок скважины и продолжать бурение, чуть отклонившись в сторону. Такое случалось неоднократно, поэтому Кольская сверхглубокая по форме напоминает разветвлённые корни гигантского дерева. А отклонение максимально достигнутой при бурении отметки от вертикали устья скважины в итоге составило 840 м.

Денег на проект поначалу не жалели. Сил и средств на изучение земных недр было брошено не меньше, чем на первые полёты в космос. И, между прочим, сравнение с космосом неслучайно. «Когда впервые был вынут керн с глубины 12 км, для учёных это оказалось равносильно образцам, доставленным с Луны», — говорит доктор геолого-минералогических наук Константин Лобанов.

В самом деле, так глубоко в Землю исследователи ещё не проникали. Это было сродни полёту к другим планетам. Многие сведения переворачивали представления о земной коре. Так, пришлось усомниться в гипотезе её послойного строения — по крайней мере, до той глубины, куда смог проникнуть бур. Не обнаружилось ни ярко выраженного чередования слоёв, ни заметных границ между ними, ни ожидаемого слоя базальта. Зато на отметке 9,5 км учёные нашли запасы полезных ископаемых — медно-никелевые руды, серебро и золото. Причём концентрация золота была очень высокой, вот только как достать драгоценный металл с такой глубины — непонятно.

Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове. Сортировка и хранение керна - горной породы, добываемой с разных глубин методом колонкового бурения для дальнейшего геологического изучения и опробования. Фото: РИА Новости/ Алексей Варфоломеев

Кроме того, геологи скорректировали тепловую карту земных недр (температура на глубине 12 км достигала 230°С, что на сотню градусов превышало ранее предсказанные значения), извлекли окаменевшие микроорганизмы возрастом более 2,8 млрд лет и обнаружили высокие концентрации метана. Это опровергало прежние версии возникновения жизни и биологического происхождения углеводородов — нефти и газа. 13-й километр бурения выдался самым сложным, будто заколдованным. В 1983 г., достигнув отметки 12 066 м, учёные приостановили работы — приближался Международный геологический конгресс, нужно было к нему подготовиться. Но, как только они вернулись к скважине, при первом же спуске произошло ЧП — буровая колонна вновь оборвалась. Было очень обидно — пришлось возвращаться к отметке 7 км и бурить с неё.

В 1990 г. геологи опустились до 12 262 м, и тут опять авария — очередной обрыв. Однако денежные средства на проект уже не выделялись, и вскоре бурение окончательно прекратили.

Молва гласит, что некоторые сотрудники, работавшие на Кольской сверхглубокой, после этого стали неожиданно уходить из жизни. Дескать, из глубин земли вырвались то ли злобные духи, то ли демоны, которые взялись вершить судьбы людей. Легенду о «колодце в ад», вырытом советскими учёными, радостно тиражировали западные бульварные издания. Началось с публикации в финской газете, вышедшей 1 апреля. Журналисты решили пошутить и написали, что в СССР, где-то в Сибири, пробурили скважину глубиной 14,4 км и наткнулись на пустоты внизу. После чего в скважину опустили микрофон, который записал жуткие вопли грешников.

Затем байка перекочевала в американские таблоиды и даже на ТВ. А что им ещё оставалось? Соревнования-то они проиграли.