Примерное время чтения: 4 минуты
1079

Русский ученый завоевал «тройного Нобеля»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. Кого потопит тонущий Кипр? 27/03/2013
Александр Поляков в институте теоретической физики им. Л. Д. Ландау, 1975 год. Фото: РИА Новости

На прошлой неделе российский физик Александр Поляков получил в Женеве премию в размере $3 млн.

Премия значительная, почти в 3 раза больше Нобелевки, поэтому не могла не привлечь к себе внимание. Так же, как и её лауре­ат, член-корреспондент РАН Александр Поляков. В научном мире он известен как открыватель магнитных монополей и один из ведущих специалистов в области теории струн. Предполагается, что на её основе будет разработана так называемая «теория всего», над которой великий Эйнштейн безуспешно работал несколько десятилетий. Вполне возможно, что именно работы российского учёного подтолкнут науку к этому уникальному открытию.

Диссидентом не был

Исследователь давно уехал из России в США, в Принстонский университет. А до этого работал в Институте теоретической физики им. Ландау. Мы попытались связаться с учёным, но ни на звонки, ни на электронные письма он пока не отвечает. После вручения премии Поляков говорил, что ему непривычна суета вокруг него, а на вопрос, как теперь изменится его жизнь, ответил, что решатся бытовые проблемы. И упомянул сына-аутиста: «Эта болезнь может поглотить любые деньги».

О том, почему А. Поляков уехал из России, нам рассказал его бывший коллега, соавтор научных работ Александр Белавин, главный научный сотрудник Института теоретической физики им. Ландау РАН.

А.Б.: - Он не был диссидентом. Как и многие наши учёные, он ездил за границу и до перестройки, и после: с падением железного занавеса для западных исследовательских центров открылся новый рынок умственного труда. Ведь советские учёные имели прекрасное образование, научные идеи и, главное, желание их реализовать! У Полякова было много приглашений, он мог выбирать. Другие остались: у кого-то семья, кто-то хотел с нашей молодёжью работать.

«АиФ»: - А его не сдерживала семья?

А.Б.: - Он уже был женат, уехал с супругой. Они знакомы едва ли не с яслей (отец Полякова был литературоведом, мать - химиком, отец жены - видный литературовед и критик Г. Макогоненко. - Ред.). У них два сына. Младший, Александр, живёт с ними, как раз у него аутизм. Старший, Дмитрий, работает в Южной Корее, тоже занимается физикой. Позже Поляков перевёз в Принстон и родителей. Оба они умерли там.

Бежали от нищеты

«АиФ»: - Сколько тогда зарабатывали в Институте теоретической физики?

А.Б.: - Кандидат наук зарабатывал 170 руб., доктор (или старший научный сотрудник) - 250 руб. Но это было накануне перестройки, учёные буквально нищенствовали. Так что все эти отъезды за рубеж происходили естественным образом. Люди получали там сначала временные позиции, потом постоянные. Так многие наши выдающиеся учёные и оказались за границей. Разве можно упрекнуть их в том, что они хотели иметь достойные условия для работы и жизни?

«АиФ»: - На сайте института в списке сотрудников до сих пор значится фамилия Полякова...

А.Б.: - Да, он является членом РАН. Многие учёные, живущие за рубежом, продолжают числиться в институтах РАН. Так сохраняется связь, пускай моральная.

«АиФ»: - А совместных научных трудов ни с кем из вас он уже не ведёт?

А.Б.: - Связь поддерживается. Например, один мой студент стал его аспирантом, сейчас работает вместе с ним в Принстоне.

Вообще у Полякова выдающиеся способности преподавателя. Когда я работал в Горьковском университете, он приезжал к нам читать лекции. Набивались полные аудитории студентов. Он блестяще читал лекции, но гораздо больше наслаждения получал от занятий самой наукой. Кроме того, он литературно одарён. У него есть воспоминания, написанные прекрасным языком.

Фото: vesti.ru
 
Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах