Примерное время чтения: 5 минут
257

Как «АиФ» за Нобеля бился.А. Оловникову отдали голоса 3538 читателей!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. «АиФ» еженедельно читают 7 145 900 человек! 09/12/2009

Когда в первый день нобелевской недели были объявлены имена лауреатов в области медицины и физиологии, чувство несправедливости сначала испытал один человек - Алексей Оловников (на фото), ведущий научный сотрудник Института биохимической физики РАН. Именно он в далёком 1971 г. опубликовал теоретическую работу о старении клетки, предположив, что этот процесс связан с укорочением концевых участков хромосом - теломер, а также предсказав существование фермента, продлевающего клетке жизнь. И вот теперь Нобелевская премия присуждена трём американцам, которые в 1998 г. лишь экспериментально подтвердили гипотезу Оловникова. Им достанутся не только почести, но и 1,4 млн долл. в придачу. Российского биолога в списке не оказалось.

«АиФ» объявил кампанию по сбору подписей в поддержку Алексея Матвеевича. Любой желающий мог прислать в редакцию бумажный купон либо проголосовать на сайте www.aif.ru Письма пошли сразу же - из всех регионов России, из бывших союзных республик, из Германии, Франции, Швейцарии, Израиля, США - всего из 19 стран! Многие читатели не ограничивались одним купоном. Они делали ксерокопии, раздавали их соседям, знакомым, сослуживцам, чтобы те могли поставить свои подписи. В некоторых конвертах мы находили составленные вручную списки, как, например, от 52 жильцов дома № 22 по ул. Ключевской города Улан-Удэ. Люди не скупились на тёплые слова в адрес Алексея Оловникова: «Прошу передать ему благодарность за его труд. Верим в него, и дай Бог, чтобы у него всё было хорошо» (М. Иванова, Омск); «Передайте, чтобы не переживал, не кручинился. Пусть будет стоек, проявит мужество и принесёт России ещё пару-тройку блестящих открытий» (Н. Колмаков, Нью-Йорк, США); «Прошу от всего нормального, человеческого включить его в список лауреатов. Может, заживёт душевная рана?» (Ю. Иванченко, Лабытнанги Тюменской обл.)

За несколько недель мы собрали 3538 подписей. Все письма и распечатки с сайта были направлены по адресу: Стокгольм, улица Нобеля, д.1, Каролинский институт, в комитет по медицине и физиологии, ежегодно выбирающий лауреатов в этой области. В сопроводительном письме содержалось обращение: «Еженедельник «Аргументы и факты» и его читатели просят включить в список лауреатов 2009 г.  российского исследователя Алексея Оловникова. Мы считаем, что его научная работа была незаслуженно проигнорирована Нобелевским комитетом. Мы отдаём себе отчёт, что регламент не позволяет увеличить число лауреатов до четырёх, но в данном случае просим сделать исключение».

А письма в редакцию продолжают идти...

«Ответим позже, все заняты»

В Каролинский институт Стокгольма корреспонденция была доставлена утром 23 октября. До вручения Нобелевских премий оставалось 17 дней. Однако ответа мы так и не дождались - ни по электронной почте, ни по обычной.

Тогда позвонили в Каролинский институт сами. И в телефонной трубке услышали… русскую речь: «Меня зовут Татьяна Горячева, я администратор Нобелевского комитета по медицине и физиологии. Корреспонденция получена, вам обязательно дадут официальный ответ, но это произойдёт после вручения Нобелевских премий. У нас

начался заезд гостей и лауреатов, все очень заняты».

Что это будет за ответ, ясно уже сейчас. Т. Горячева подчеркнула, что Нобелевский комитет никогда не меняет своих решений.

КОММЕНТАРИИ  СТОРОН

Владимир Скулачёв, академик:

- Алексей Оловников - один из моих первых дипломников и старый добрый друг. В этот и предыдущие три года я номинировал его на Нобелевскую премию. Говорят, что он теоретик, всегда работавший без помощников, и не от мира сего. Но тогда почему другой Нобелевский комитет - по химии - «забыл» включить в авторский коллектив лауреатов - исследователей рибосом (важнейшая часть живой клетки. - Ред.) Спирина? Ведь А. С. Спирин не только выдающийся теоретик, но и блестящий экспериментатор. Он не «кустарь-одиночка», а основатель Института белка в Пущине, завкафедрой в МГУ, академик РАН. Напомню ещё, что в 2006 г. двум американским физикам была присуждена Нобелевская премия за открытие так называемой анизотропии реликтового излучения. А ведь пятью годами ранее она была описана сотрудниками Института космических исследований РАН.

Похоже, что на Западе российскую науку уже похоронили. Но если бы только там! Речи за её упокой ведут и наши учёные. Господа, так ли уж мертва российская наука, если за последние четыре года она вполне могла дать стране три Нобелевские премии - по физике, химии и биологии? Однако, чтобы мы могли гордиться именами своих лауреатов, надо заботиться о науке. Почему бюджет РАН на 2010 г. опять уменьшен? Ведь он и так был на уровне бюджета одного американского университета…

Микаэль СУЛЬМАН,  исполнительный директор Нобелевского фонда:

- Когда лауреаты объявлены, ничего изменить нельзя. В уставе записано, что их число в каждой номинации не может превышать трёх. Так было решено ещё в 1900 г., когда провели работы по практическому истолкованию завещания Альфреда Нобеля. Кстати, в самом завещании сказано, что премии даются за открытия, а не за идеи или гипотезы. Это тоже важно.

Нобелевский фонд придерживается традиций. Так, некоторые  потомки Нобеля предлагали ввести премию в области нанотехнологий. Но правление семейного общества Нобелей не поддержало эту инициативу. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах