Пропал в полете. Самый мощный российский спутник не вышел на связь

Минувшей ночью с космодрома Байконур с помощью тяжелой ракеты-носителя «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» на орбиту был запущен новейший высокотехнологичный российский спутник связи «Экспресс-АМ4», однако заданной цели он так и не достиг.

«После четвертого включения разгонного блока с борта орбитального блока прекратилась телеметрия», - сообщили на космодроме агентству ИТАР-ТАСС. После этого разгонный блок должен был включиться в пятый раз. Но этого не произошло. Что случилось и где сейчас находится спутник - неизвестно.

По словам осведомленного источника агентства «Интерфакс», первые четыре включения маршевого двигателя прошли штатно, однако затем были выявлены проблемы с передачей на Землю телеметрической информации с блока. Специалист надеется, что на «Бризе-М» лишь отказал передатчик телеметрической информации, а сам полет проходит в штатном режиме. Он сообщил, что координаты спутника сейчас устанавливаются. Пока российские станции слежения его не видят.

«Средства радиоконтроля не наблюдают аппарат на целевой орбите. Сигналы со спутника не поступают», - сказал он. «Пока сложно сказать, что произошло. Нет данных», - добавил источник.

Космический аппарат связи «Экспресс-АМ4» был создан в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева при содействии европейской компании EADS Astrium на базе платформы Eurostar Е3000 по заказу ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Он предназначен для предоставления цифрового телерадиовещания, телефонии, видеоконференцсвязи, передачи данных, доступа к сети Интернет, для создания сетей связи на основе технологий VSAT. Имеет 30 транспондеров C-диапазона, 28 – Ku-диапазона, два – Ka-диапазона и три – L-диапазона, 10 антенн космического аппарата должны были обеспечивать устойчивое покрытие всей территории России и стран СНГ. Кроме того, перенацеливаемые лучи могут быть использованы для предоставления услуг в любой точке видимости спутника. Срок его эксплуатации ограничен 15 годами. Аппарат должен работать на геостационарной орбите в точке стояния 80 град. в. д. Планировалось, что он станет самым мощным спутником связи в Европе.

Отметим, что пропавший спутник был застрахован в компании «Ингосстрах» на сумму более 7 миллиардов рублей. Невыведение его на орбиту страховым случаем считается.

По последней информации, помощь в поиске спутника России могут оказать США. Как сообщил источник в космической отрасли, Американская сеть слежения за космическим пространством обладает большими возможностями, чем ее российский аналог. «И, как в случае с нештатным выведением геодезического спутника «Гео-ИК-2» в феврале 2011 года, может раньше обнаружить космический аппарат», - заявил он.

Напомним, предыдущая пропажа российских спутников произошла в декабре минувшего года. Три отправленных в космос спутника «Глонасс-М» сошли с орбиты и упали в Тихий океан в районе Гавайских островов.

Государственная комиссия выяснила, что авария произошла из-за того, что на космодроме Байконур в разгонный блок ДМ-03 топлива залили на тонну больше, чем требовалось. Позднее выяснилось, что сбой в полете произошел из-за неправильно написанной формулы в технической документации на заправку блока. 29 апреля глава космического ведомства Анатолий Перминов был уволен. Его место занял бывший первый замминистра обороны Владимир Поповкин.