Несмотря на давнюю террористическую угрозу, аэропорт Брюсселя не был даже оснащён рамками металлодетектора. АиФ.ru поговорил с президентом международного консультационно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Валерием Шелковниковым и узнал, что в будущем может спасти аэропорты от трагедии.
Елена Плотникова, «АиФ»: Валерий, на ваш взгляд, почему в брюссельском аэропорту не были соблюдены правила безопасности?
Валерий Шелковников: Есть такой постулат безопасности: каждый серьёзный инцидент отличается от катастрофы только исходом. Если этот инцидент произошёл, бросай всё, расследуй, как несостоявшуюся катастрофу.
— Что вы имеете в виду?
— 5 марта, в субботу, в крупнейшем международном аэропорту Лондона Хитроу неизвестный, пройдя все кордоны, пробрался в пустой Boeing 747 авиакомпании «British Airways», забрался в кабину и закрылся там. Службы охраны были вынуждены взламывать дверь, чтобы достать его оттуда. После этого все службы должны были немедленно проверить состояние всех аэропортов мира. Это и в нашей стране должно было произойти.
— А российские аэропорты сегодня насколько отвечают мерам безопасности?
— Где-то идёт интенсивная работа, где-то хуже, где-то лучше. Но я не представляю надзорных органов, которые проверяют их работу. Я был во многих аэропортах мира. Для меня является образцом международный аэропорт Бен-Гурион в Израиле. Да, Израиль много лет находится в состоянии первой готовности к террористическим угрозам, там много было трагедий. Но когда ты проходишь там на вылет в качестве пассажира, ты чувствуешь, что существует целая система защиты, прежде чем ты попадёшь на воздушное судно. И первая система защиты — с тобой беседуют высокопрофессиональные специалисты, возможно, психологи. Они подробно спрашивают, куда ты летишь, они смотрят в глаза, на твоё поведение, нет ли у тебя посылки от друга или знакомого.
— Таким способом можно распознать преступника?
— Можно. Надо для этого обладать высоким профессионализмом. Нам нужно к этому стремиться.
— Но всё-таки чего не было в Брюсселе? Чего не хватило для безопасности?
— Не знаю. Там расположены штаб-квартиры НАТО и ЕС. Есть Стандарт Международной организации гражданской авиации, как делать защиту , создавать авиационную безопасность в аэропортах. К тому же существует великолепная система управления безопасности, разработанная Международным советом аэропортов.
— Там прописано всё, что должно быть для безопасности?
— Верно. Мы восторгаемся Западом, но там такие же люди, такие же чиновники и такой же персонал, который может «не досмотреть». Не надо их романтизировать.
— А если сравнить наши аэропорты и брюссельский?
— Я часто вылетаю из Домодедово, и мне нравится там система авиационной безопасности. Я её приветствую. Почему? Потому что, хлебнув горя, они сделали выводы.
Но у нас нет никаких сотрудников-психологов, которые бы беседовали с вами перед вылетом. Вот маленький изъян, над этим надо работать.
— Но ведь преступник может пронести всё что угодно ещё на первом этапе, не доходя до психологов…
— Вообще, после случая в Хитроу авиационные власти России должны были сделать выборочные внезапные проверки.
— Что входит в эти проверки?
— Подсадную утку пустить. Если она пройдёт, надо делать серьёзное расследование, разрабатывать дополнительные рекомендации по предотвращению подобных случаев, выгонять тех, кто её прошляпил. И так расследовать, будто произошла трагедия. Если мы научимся это делать, у нас резко повысится безопасность полётов.
— То есть должны быть наказаны и люди, которые дежурили в этот момент?
— Да. Абсолютно так.