О том, как надо работать, чтобы такое количество бортов не собиралось в одном эшелоне на одной и той же высоте, «АиФ» рассказал Андрей Булин, председатель московской первичной организации федерального профсоюза авиадиспетчеров России. Сам, между прочим, действующий авиадиспетчер.
Где фактор риска?
...Не так давно над городом Морозовском Ростовской обл. едва не столкнулись 6 пассажирских самолётов. Диспетчеры развели борты буквально в последнюю минуту. Тогда из-за военных действий на Украине часть воздушных коридоров, по которым самолёты в небе следуют почти как поезда по рельсам, были изменены. Случилось так, что одновременно на связи у диспетчера оказалось 26 самолётов, а это запредельно много...
Сергей Осипов, «АиФ»: Вспомним одно из самых трагических происшествий: 2 июля 2002 г. Ту-154 «Башкирских авиалиний» столкнулся с «Боингом 757». Той ночью в воздухе над Боденским озером было всего 2 самолёта. Почему же они встретились?
- То столкновение - вообще из разряда невероятных. Захочешь так нарочно сделать - не получится! Там за всю ночь должны были пролететь только эти два самолёта, поэтому на дежурстве остался всего один диспетчер. Он и дал команду нашему лайнеру снижаться, а американскому - набирать высоту. Но через секунду на обоих бортах заработали автоматические системы предупреждения опасных сближений, которые посоветовали своим экипажам поступить наоборот. Американцы поверили прибору, наши - диспетчеру. Но катастрофу и в этом случае можно было предотвратить: немецкие диспетчеры, соседи швейцарцев, увидели, что самолёты сближаются, и бросились звонить в Цюрих. Но тамошние городские телефоны были отключены для профилактических работ... В последнее время главный фактор риска в авиации - человек. Качество техники постоянно растёт, а люди, к сожалению, остаются прежними.
Почему они не в небе?
- Как люди приходят в профессию авиадиспетчера?
- Лично я закончил Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации, диспетчером стал в 2002 г. При поступлении на соответствующий факультет, помнится, были довольно любопытные психологические тесты. Например, дают тебе лист бумаги с нарисованным «клубком ниток» - такие же, только попроще, в детских журналах печатают. И надо его «распутать» одними глазами. Или определить время по часам без цифр, с одними стрелками. Вроде бы ничего сложного, но справились не все. Кому-то от природы не дано рисовать, кому-то - управлять воздушным движением.
График работы, кстати, у нас такой: одни сутки дежурим днём с 13.00 до 2.00, вторые - с 7 утра до 4 дня, третьи - с 8 вечера до 8 утра. Потом - «отсыпной» (от слова «отсыпаться». - Ред.) день, 2 выходных, и всё сначала. Длинные новогодние и майские праздники - не для диспетчеров. Зато у нас отпуск 2 месяца и пенсию платят с 50 лет.
- С чего для авиадиспетчера начинается смена?
- С медосмотра, где измеряют пульс и давление. Потом - инструктаж с информацией по воздушному движению и погоде. Наконец - передача дежурства. Предыдущий диспетчер мне рассказывает, что происходит у него на экране, а я иногда по 5 минут «запоминаю картинку». Сам факт приёма-сдачи дежурства записывается на магнитофон - что называется, «для прокурора».
Всё! Наступает моё время. На экране - метки, обозначающие самолёты в воздухе: на нашей аппаратуре они имеют форму ромбиков с «формулярами сопровождения» - информацией о номере рейса, высоте полёта, скорости. Моя задача - следить, чтобы ромбики не сближались. Утром и вечером это труднее - в воздухе, как и на земле, есть свои пиковые часы, в которые все хотят улетать и прилетать. При этом интервал между самолётами на подходе к аэропорту, то есть в радиусе 150 км, крайне желательно держать не менее 10 км. Это расстояние 2 самолёта, летящие навстречу друг другу со скоростью 700 км в час, преодолеют за 20 с небольшим секунд, но за это время или я успею среагировать, или пилот, или мы оба.
К сожалению, иногда самолёты идут плотнее. В «Домодедове» бывает по 900 взлётов и посадок в сутки, в «Шереметьеве» - по 700, во «Внукове» - 500. Аэропорты разрастаются, авиакомпании покупают новые самолёты, растёт поток пассажиров... А диспетчеров сколько было 30 лет назад, столько и осталось. Нашему Московскому центру сейчас не хватает 150 человек!
- А кто должен заботиться об увеличении числа авиадиспетчеров?
- Госкорпорация «Росавиация», которая в свою очередь подчиняется Минтрансу. Но у меня иногда складывается впечатление, что, кроме нас, авиадиспетчеров, эта проблема никого не волнует. Хотя, с другой стороны, это же мы отвечаем за тех, кто в небе...