Примерное время чтения: 6 минут
2391

Представляет ли опасность затонувшая атомная подлодка «Комсомолец»?

Категория:  Безопасность
Ответ редакции

Российские и норвежские ученые обнаружили превышение уровня радиации в районе затонувшей советской атомной подлодки (АПЛ) «Комсомолец». Как сообщила телеканалу TV2 руководитель экспедиции Хильда Элиза Хелдаль, уровень радиации в одном из образцов, взятых из внутренних коммуникаций корабля, вблизи реактора, превышает фон в сто тысяч раз. Другие пробы такой опасности не показали.

Утечки радиации обнаруживали еще в ходе первых обследований подлодки в начале 1990-х. Советский подводный атомоход третьего поколения К-278 «Комсомолец» затонул в Норвежском море 7 апреля 1989 года из-за пожара. В результате катастрофы 42 человека погибли, 27 удалось спастись. Причины возгорания до сих пор не выяснены.

Кто и где проводил замеры радиации в районе «Комсомольца»?

Замеры уровней загрязнения проводили специалисты ведущих научно-исследовательских учреждений Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета НПО «Тайфун» и Норвежского института морских исследований. Глубина океана в районе, где проводились исследования, составляет более 1600 метров. Специалисты отправились в район затопления подлодки из норвежского Тромсё на исследовательском судне G.O. Sars. Как отметила Хелдаль, они взяли пробы из вентиляционного отверстия, находящегося в непосредственной близости от реактора.

Норвежское научное судно было разработано специально для изучения морского дна. На его борту семь лабораторий, оснащенных самой современной техникой. Кроме того, судно имеет подводный аппарат Argus, способный погружаться на глубину до 5 км.

Как сообщает Business Insider со ссылкой на норвежский ресурс NRK, чтобы произвести забор образцов воды с глубины 1680 метров, использовался дистанционно управляемый робот. Всего на борт исследовательского судна было поднято три пробы, анализ двух из них не показал значительных уровней радиации. В третьей пробе, которую взяли прямо от вентиляционной трубы реакторного отсека, допустимый уровень превышен в сотню тысяч раз, что может говорить о коррозионном повреждении конструкций атомной силовой установки.

Опасна ли затонувшая подлодка для людей и окружающей среды?

«Комсомолец» находится на глубине 1658 метров. В период с 1989 по 1998 годы к месту гибели подлодки отправлялись семь глубоководных экспедиций. С помощью аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» исследователи изучили состояние корпуса, реактора и торпед. В итоге специалисты пришли к выводу, что лодка радиационной опасности для окружающей среды не представляет.

По словам Хелдаль, полученные в ходе последней экспедиции замеры пока предварительные и их надо изучить более тщательно. По ее мнению, радиационный фон не угрожает рыболовству в этом районе.

Командир подводной лодки К-219, которая погибла в 1986 году в водах Атлантического океана, Игорь Британов скептически оценивает полученные результаты. По его словам, субмарина не могла дать такой запредельный радиационный фон. Эксперт также предположил, что информация о многотысячном превышении уровня радиации просто могла быть «вбросом».

«Сейчас можно что угодно сказать. На самом деле все атомные объекты представляют собой угрозу. Только вопрос в том, какой степени эта угроза и до какого времени. Реакторы могут выдержать давление шестикилометровой глубины, а субмарина лежит на полуторакилометровой. Есть очень много условий, поэтому нельзя резко реагировать на все вбросы. Тем более — когда речь идет о запредельных показателях в пробах, взятых у вентиляционного отверстия. Я скептически к этому отношусь. Может быть, после этой экспедиции в район затопления подлодки будут отправлены еще специалисты, которые подтвердят или опровергнут полученные результаты», — рассказал Британов АиФ.ru.

Эксперт напомнил: после затопления реактор лодки был заглушен. «И он может в таком состоянии быть достаточно долго. Единственная проблема — это корпус реактора, который, несмотря на то, что он выполнен из прочного материала, может подвергаться старению. Через сто, двести, тысячу лет с ним может что-то произойти, но к тому времени, скорее всего, решат, что с этим делать. Это не единственная субмарина, которая лежит сегодня на дне», — говорит Британов.

Что известно о подлодке К-278 «Комсомолец» и аварии?

Советская подлодка К-278, входившая в состав 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота, пробыла в строю меньше шести лет. Подводный атомоход был спущен на воду в 1983 году. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину: 1027 метров. Под водой подлодка могла находиться до 90 суток. За слишком большую по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище «Золотая рыбка».

В 1984 году К-278 произвела успешный пуск нескольких торпед с глубины 800 метров. На свою первую боевую вахту подлодка вышла в конце февраля 1989 года. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия: обнаруживать корабли потенциального противника и скрытно следить за ними. На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж «Комсомольца» под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.

7 апреля 1989 года субмарина выполняла патрулирование в Норвежском море. Она шла на глубине 380 метров со скоростью 8 узлов. Около 11:00 в седьмом отсеке возник очаг пожара, причина которого так и осталась неизвестной. Предполагается, что возгорание могло возникнуть из-за капельной течи гидравлической жидкости на электроприбор.

Пожар ликвидировать не удалось. Он распространился на силовые электрические системы «Комсомольца». Из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для всплытия была подана команда продуть цистерны главного балласта, что в результате послужило поводом для дальнейшего развития трагедии. На субмарине произошел разрыв трубопровода воздуха высокого давления, в результате чего в седьмой отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объемный. В результате пожара в кормовом отсеке была нарушена герметичность прочного корпуса, выгорели сальники, через которые произошло затопление лодки забортной водой.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах