Катастрофа самолета Ан-148 в Подмосковье, а также публикация первых выводов, сделанных специалистами Межгосударственного авиационного комитета, у некоторых вызвала довольно нервную реакцию, близкую к панике.
АиФ.ru в своем материале подробно рассказал о данных, полученных экспертами МАК при анализе записей параметрического «черного ящика» Ан-148, и о том, что они могут означать. Мы также привели примеры аналогичных нештатных ситуаций, известных в истории авиации.
Рял изданий пошел другим путем. Также рассказав о данных МАК, журналисты заявили, что на аналогичные проблемы, связанные с расхождением показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота, жаловались в начале февраля пилоты самолетов SSJ 100, эксплуатируемых «Аэрофлотом». При этом журналисты ссылались на телеграмму Росавиации, которая имеется в их распоряжении.
«С 4 по 5 февраля, когда выполнение полетов в Московском аэроузле осложнялось обильным снегопадом, в аэропорту Шереметьево произошло семь инцидентов с самолетами этого типа. На борту фиксировалось расхождение показаний скорости у командира воздушного судна и второго пилота. Инциденты происходили при разбеге для взлета или на начальном этапе набора высоты. Во всех случаях экипажи прекращали взлет или возвращались на аэродром вылета. По предварительным данным, после осмотра самолетов были обнаружены отложения льда на фюзеляже перед приемником воздушного давления. Образование льда могло произойти в условиях сильного снегопада из-за замерзания воды, стекавшей с передней верхней части фюзеляжа и стекол кабины экипажа», — пишут журналисты.
«Всего, по данным Росавиации, с 2011 года с SSJ 100 произошли 14 подобных инцидентов, связанных как с отсутствием, так и с расхождением показаний скорости, следует из документа. По результатам расследований трех инцидентов причины неполадки были связаны с попаданием воды в приемники системы воздушных сигналов. В одном случае был сделан вывод о невключении экипажем судна обогрева ППД. Такие же неполадки были зафиксированы в отчете МАК о причинах катастрофы Ан-148», — добавляет «Коммерсантъ».
Губит людей не пиво...
Человеку, далекому от авиации, может показаться, что речь идет о некоем фатальном недостатке конструкции самолета, из-за которого жизнь людей и экипажа ставится под угрозу.
Однако по аналогичным причинам в феврале 1996 года разбился Boeing 757 под Пуэрто-Плата, а в июне 2009 года А 330 рухнул в Атлантический океан. Первая катастрофа унесла 189 жизней, вторая — 228, но ни в том, ни в другом случае вопрос о надежности лайнеров не ставился. Ключевым обстоятельством становился человеческий фактор, а вовсе не неправильные показания скорости.
Все случаи с SSJ 100, о которых идет речь, завершились благополучно, что еще раз подтверждает сказанное выше: сам по себе сбой в работе приемников воздушного давления никого не губит. Он лишь требует от пилотов холодной головы и профессиональных действий в сложной, но отнюдь не катастрофической ситуации.
Но почему 4-5 февраля 2018 года подобных случаев с SSJ 100 произошло сразу семь?
Как раз в эти дни Москву накрыли экстремальные снегопады, которых столица не помнит давно. Приемники, о которых идет речь, как уже говорилось, весьма чувствительны к разного рода загрязнению (не только на SSJ 100, но и на любых других лайнерах). Когда снег идет стеной, а пилоты ждут «окна», чтобы совершить взлет, может сложиться такая ситуация, что обогрев не успевает справляться с натиском стихии.
И здесь самое время обратиться к заявлению компании «Гражданские самолеты Сухого», прокомментировавшей ситуацию, связанную с данными инцидентами.
«Благодаря надежной работе всех систем самолетов SSJ100, призванных обеспечить максимальную безопасность пассажиров в случаях возникновения подозрения на возможность частичного обледенения датчиков скорости (в документе Росавиации: „рассогласование индикации скорости“), на раннем этапе руления и начала разбега срабатывал соответствующий индикатор. Система не позволяла самолету подняться в воздух, обеспечивая главный приоритет: безопасность пассажиров. То есть системы предупреждения самолета SSJ100 СРАБОТАЛИ в штатном режиме», — говорится в заявлении ГСС.
Датчики испытаны даже на вулканическом пепле
То есть речь идет не о некоем фатальном отказе, который ставит под угрозу жизнь пассажиров, а, наоборот, о страховке, которая срабатывает для предотвращения потенциально опасной ситуации.
Ну а если представить, что ситуация начинает развиваться не на земле, а в воздухе, при попадании в зону обледенения?
Во что сообщают в ГСС: «Обогрев датчиков системы воздушных сигналов на SSJ100 включается автоматически при запуске одного из двигателей на земле. Ситуация с полной потерей индикации скорости на продолжительное время на SSJ100 невозможна конструктивно. Проведенные на этапе сертификации испытания доказали, что системы SSJ100 уверенно справляются с обледенением. В ходе сертификационных испытаний самолета SSJ100 датчики скорости были испытаны в том числе в ситуации попадания в облако вулканического пепла. Самолет прошел эти испытания, что было подтверждено экспертами АР МАК и EASA».
Если говорить проще, Sukhoi Superjet 100 к возникновению подобной ситуации подготовлен значительно лучше, чем его предшественники и даже некоторые современные аналоги.
Критика еще никому не мешала. Кому-то может не нравиться Boeing, кому-то Airbus, кто-то не в восторге от «Антонова», а кто-то указывает на изъяны SSJ100. Это нормально.
А вот чего не нужно, так это создавать панику там, где для нее нет никакого повода.
Современные самолеты и российского, и зарубежного производства строятся так, чтобы обеспечить максимальный уровень безопасности пилотов и пассажиров. Авиакатастрофа сегодня — это практически всегда трагическое сочетание целого ряда неблагоприятных факторов, каждый из которых сам по себе не является смертельным.
Это уже стало штампом, но еще раз напомним: авиация является самым безопасным видом транспорта.
Отправляя на космическую орбиту автомобиль с манекеном, Илон Маск закрепил на приборной панели надпись «Не паникуй!». Очень актуальный ныне совет для всех, кто связан с отечественной авиацией.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.