Примерное время чтения: 9 минут
10017

Концлагерь. Кто ответит за гибель детей и как избежать повторения трагедии?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. Почему нас не пускают на Олимп? 22/06/2016 Сюжет Гибель детей на озере в Карелии
Илья Тимин / РИА Новости

Однако год за годом учреждение продолжало работать, а в этом сезоне даже выиграло государственный тендер на социальные путёвки для детей из малообеспеченных семей и детских домов. Именно эти дети и погибли в минувшую субботу на Сямозере.

Роковое промедление

17 июня МЧС Карелии распространило предупреждение о надвигающемся шторме и порывистом ветре, однако в детском лагере «Парк-отель «Сямозеро» решили не отменять запланированную водную экскурсию. И 18 июня 47 детей и 4 инструктора на 2 лодках-каноэ и 1 плоте-рафте вышли в водный поход. Почему с ними не было врача? Ведь экстремальные условия подразумевают риск, а значит, и повышенный травматизм. Возможно, ответ таков: потому что врачей не хватало и в самом лагере... 

Поставить в известность МЧС о предполагаемом выходе никто не удосужился. Через несколько часов погода испортилась, взрослые решили повернуть лодки к берегу, но было поздно - на Сямозеро обрушился штормовой ветер. Одна из лодок перевернулась, оставшиеся на плаву не смогли помочь тонущим выбраться на берег. 

Большинству всё же удалось высадиться на острова. А некоторые ребята решили, что крушение и высадка входят в программу: лагерь позиционировал себя как некую школу рейнджеров для городских детей. Связаться с базой возможности не было - все мобильные телефоны намокли. В лагере же были уверены, что ребята ушли с ночёвкой, и до утра воскресенья даже не попытались их найти. Видимо, это промедление и стало роковым - школьники погибли. При этом, по предварительным данным, утонул из них только 1 ребёнок. Все остальные или погибли от травм - волны швыряли детей на камни, или умерли от переохлаждения, замёрзнув в спасжилетах в студёной воде. 

О трагедии стало известно только утром в воскресенье. 12-летняя девочка, которую волны выбросили на берег, придя в сознание, добралась по берегу до ближайшего посёлка Кудама, где и рассказала о трагедии. Начались поиски. 

- Там у нас пять островов, мы стали по всем островам искать. Проплывая мимо одного, метров за 300, увидели - что-то краснеет, целлофан там колышется. Прибыл, целлофан поднял, а там дети. А потом я пошёл по берегу, нашёл одну девочку, но она уже была мёртвая, - рассказывает местный житель Владимир Дорофеев. 

После того как в МЧС узнали о случившемся, была развёрнута спасательная операция. На место трагедии прибыло всё руководство региона.

«Взятки и халатность»

Подробности того, как функционировал лагерь, не оставляют сомнений: трагедия случилась не внезапно. К такому исходу всё шло несколько лет. Местные туроператоры из-за постоянных жалоб родителей на условия проживания детей отказывались с ним работать.

- Мой ребёнок отдыхал в этом лагере в 2011 г., впечатления - самые ужасные. На второй день моего сына вернули со сломанной рукой, без телефона, половина вещей потеряна. В ответ на нашу претензию только пожимали плечами! - рассказала «АиФ» Анна Клунная из Петрозаводска.

Когда таких отзывов стало много, в лагере начались проверки. Как отметила уполномоченная по правам человека в Карелии Оксана Старшова, жалобы частично подтвердились. Нарушения прав детей и нарушения санитарных норм были зафиксированы.

Дошло до того, что несколько лет назад смена была досрочно прекращена и 72 ребёнка вывезены. Однако лагерь продолжал работу! О том, почему проверки ничего не давали, рассказали бывшие сотрудники детского лагеря:

- Взятки и халатность. Когда приезжали проверки, мы уводили детей в лес якобы на прогулки и занятия на свежем воздухе. Причина проблем - детей в лагере было гораздо больше, чем должно быть по нормам. Если по нормам в комнате должны жить 3 человека, у нас жили по 6-8 человек, дети спали на старых, разваленных двухъярусных кроватях, - говорит Мария Чехонина, профессиональный инструктор, уволившаяся из лагеря после нескольких месяцев такой работы. 

Сразу после трагедии были задержаны четверо подозреваемых: директор лагеря Елена Решетова, её заместитель Вадим Виноградов, инструкторы Регина Иванова и Людмила Васильева. Вскоре в соцсетях появилось открытое письмо студентов Петрозаводского педколледжа, проходивших практику в этом лагере, в защиту Людмилы Васильевой, студентки 3-го курса колледжа.  

- Мы ехали в лагерь вожатыми. По документам договора мы и вовсе были кураторами, но по каким-то причинам становились инструкторами, хотя соответствующего образования не имеем. Мы не умеем управлять лодками, не умеем выживать в походных условиях и в условиях экстремальных ситуаций, - пишут студенты, которые, как и Васильева, проходили в лагере практику.   

Сейчас лагерь на Сямозере закрыт. Все учреждения такого типа во всей стране проверят. Семь­ям погибших окажут помощь.

Но, когда всё утихнет, не откроют ли такие лагеря снова?..

«Правил много, но...»

Нынешним летом в 47 тыс.  детских лагерей отдохнут 5,3 млн юных россиян. Какие проверки они должны были пройти, чтобы детский отдых был безопасным? 

- Любой детский лагерь перед открытием должен был проверить Роспотребнадзор - есть ли обработка территории от клещей, имеются ли медкнижки у персонала, каково качество воды, санитарное состояние помещений и др. Во время работы лагеря Роспотребнадзор тоже должен выезжать с проверками, а МЧС - изучать пожарную безопасность, - говорит Игорь Дрогов, замдиректора Московской городской станции юных туристов. - Есть правила проведения туристских походов, по которым в МЧС должны сдаваться маршрут и программа похода. Надо сообщить о нём в полицию и местные органы власти, проверить снаряжение - палатки, лодки, спасжилеты, связь и др. Есть свои правила и при купании детей - должен быть 1 спасатель в воде и 1 на берегу плюс воспитатели. На любую дет­скую группу от 3 до 15 человек (а лучше 10) - по 2 руководителя старше 18 лет. Нормативных актов и правил от разных ведомств (Минобразования, Минспорт) написано много, есть строгие СанПиН для проведения туристских походов с требованиями на 28 страницах. Но кто их выполняет? И самое главное - кто проверяет работу воспитателей и инструкторов? Последние должны иметь хорошую туристскую и медицинскую подготовку. Но теперь в российском законодательстве даже нет такой должности, как инструктор по туризму. При СССР была, сейчас - упразднили. А как аттестовать и проверить того, кого нет в природе?

«Всё убрать!»

Ольга жданова только что отработала первую смену в одном из детских лагерей цент­ральной России и рассказала «АиФ», как там на самом деле проходят проверки. 

- В течение смены (21 день) к нам по одному разу приезжали из Роспотребнадзора и МЧС - проводили для детей пожарную тревогу. Естественно, в лагере заранее знали о проверках и за сутки начинали бегать с криками: «К нам приедет СЭС, надо срочно всё убрать!» Детей заставляли чистить территорию, проверяли тумбочки, надраивали столовую. 

Проверка прошла успешно, и лагерь зажил своей привычной жизнью... После отбоя почти все вожатые напивались, сидели компаниями по полночи, а утром еле вставали. Сил заниматься с детьми у них уже не было. Вожатые вообще оказались какими-то случайными людьми - 20-летние парни и девчонки без опыта и желания работать. Дети болтались сами по себе. На 40 с лишним воспитанников было только по 2 воспитателя. Однажды ночью, когда вожатые пили, ребята из старшей группы сбежали купаться на речку. Их потом выгнали из лагеря. При этом наш лагерь - образцово-показательный, с 50-летней историей. 

Куда смотрели раньше?

Уполномоченный по правам детей Павел Астахов заявил, что необходимо проверить все туристские лагеря России. 

Всё верно, но почему для этого надо было дожидаться страшной трагедии в Карелии?! Ведь почти ежегодно в детских лагерях что-то происходит - то массовое отравление, то пожар... «Мои региональные представители должны устроить проверки во время летних каникул всем детским учреждениям оздоровительного отдыха, в том числе палаточным лагерям», - обещает теперь главный детский омбудсмен России. После ЧП уполномоченный по правам ребёнка в Карелии Оксана Старшова побывала в лагере и обнаружила, по словам П. Астахова, 74 «лишних» ребёнка: «Вместо положенных 210 детей, на которых мы обнаружили разрешения, на месте по факту 284 ребёнка находится». Он признаёт, что «не первый год тот лагерь в Карелии вызывал недоверие из-за жалоб прошлых лет и всех ЧП, которые там происходили». Но, если полномочий омбудсмена не хватает для наведения порядка в дет­ском лагере, зачем тогда нужен этот институт? И не логично ли проводить проверки ДО ТОГО, как дети начнут отдыхать? Увы, к моменту подписания номера в печать Павел Астахов так и не нашёл времени ответить «АиФ» на эти вопросы.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах