События в Абхазии нужно «мотать на ус» и в России. Что происходит в республике, «АиФ» рассказал Анри Джергения, политик, бывший премьер-министр и генеральный прокурор Абхазии.
Чем дальше мы от нашего недавнего прошлого - периода борьбы за независимость Абхазии, - тем чаще встаёт вопрос: а нужно ли было поднимать людей на неравную кровопролитную войну? Не напрасны ли жертвы, если текущие события в стране могут вернуть наш народ на годы назад - к состоянию бесправного, зависимого меньшинства?
Справка | |
---|---|
Новый Афон - святое место Абхазии. Здесь апостолы Иисуса Христа Симон Кананит и Андрей Первозванный провозгласили Благую весть о спасении и наступлении Царствия Божия. Позже Андрей ушёл проповедовать дальше, а Симон остался, чтобы наставлять общину христиан. На том месте, где он принял мученическую смерть, монахи со святой Афонской горы основали обитель. Сегодня Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь находится в 25 км от Сухума, на одном из живописнейших побережий Чёрного моря. Но красоты намоленного уголка не спасли Абхазию от церковного раскола и смуты. |
Абхазия - независимая страна, признанная в качестве субъекта международного права великой Россией, Венесуэлой, Никарагуа... Но государство может быть уверено в неизменности своего статуса, лишь когда оно экономически и политически самодостаточно. Или, по крайней мере, уверенно двигается в этом направлении. Однако суть экономической стратегии нынешней власти сводится к гаданию, окажет ли Россия обещанную финансовую помощь и как её потратить. В демографии - сознательно или нет - власть проводит ущербную политику незаконной выдачи паспортов, стимулирует неконтролируемый поток гастарбайтеров. В это время вместо решения «всем миром» серьёзных и действительно важных проблем чуть ли не самой главной в Абхазии с некоторых пор сделали тему церковных споров.
Обитель духа или бизнес?
В основе уже далеко зашедших разногласий между разными поколениями абхазских церковников оказалась борьба за владение наиболее доходным объектом епархии - Новоафонским монастырём. Ещё в апреле 2009 г. «молодые церковники» тайно обратились к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с идеей о переходе Абхазской православной церкви в лоно Русской (формально Абхазская церковь находится под юрисдикцией Грузинской. - Ред.). Но эта идея лишь прикрывала просьбу о подчинении Новоафонского монастыря Русской православной церкви - в обход абхазской епархии. Обращение подписали отцы Дорофей, Андрей, Давид, иереи Долмат Гопия, Матфей Тужба и Никита Адлейба. Иереи Гопия, Адлейба и Тужба позже написали покаянное письмо: они были введены в заблуждение, а отцу Андрею и отцу Дорофею вся затея была нужна лишь для получения архиерейского сана. Уже тогда речь шла, по сути, и о действиях на грани простой уголовщины: предлагалось лишить абхазскую епархию имущества, которое находится в её безвозмездном и бессрочном пользовании.
Не получив желаемого в Москве, отцы Дорофей, Давид и Андрей продолжили интригу. Перестав пускать в монастырь служителей абхазской епархии, в мае 2011 г. они провели сход, названный «Церковно-народным собранием». На нём была провозглашена «Священная митрополия Абхазии» (СМА). Свои действия, забыв о недавнем обращении в Москву, инициаторы объяснили нежеланием абхазской епархии... бороться за автокефалию - независимость. Кстати, к этому времени раскольники уже наладили контакты с Константинопольской и Элладской православными церквями. Начав переговоры с Константинопольским патриархом Варфоломеем, они распространяли слухи о его поддержке независимости для Абхазской церкви. Константинопольский патриархат на словах по-прежнему признаёт Абхазскую церковь канонической частью Грузинской. Но Варфоломей, не исключено, повёл двойную игру, а то и с самого начала вдохновлял абхазских раскольников. Те в свою очередь развили бурную деятельность.
Поиск врагов народа
Обращение к Варфоломею насчёт независимости Абхазской церкви подписали 25 депутатов из 35 членов абхазского парламента, в поддержку идеи началось анкетирование граждан. По утверждениям раскольников, решить вопрос могут главы пяти старейших православных церквей либо Вселенский собор. Ни в одном каноническом документе, конечно, не сказано, что пять церквей могут самостоятельно решить вопрос об автокефалии. А Вселенский собор православных церквей пытаются собрать уже около 50 лет, но не могут из-за организационных противоречий. И вряд ли смогут в ближайшие годы. Я думаю, что это хорошо понимают противники абхазской епархии, у которых на самом деле была совершенно иная задача. Случайно ли, но из текста анкеты вытекало, что против независимости Абхазской церкви выступают только Грузинская и... Русская. Похоже, важнее всего остального была сама антироссийская направленность опроса. Не желающих в нём участвовать инициаторы анкетирования в публичных выступлениях и вовсе называли врагами народа.
Кто в выигрыше?
Регистрация устава СМА дала возможность отцу Дорофею и его сторонникам получить от Константинопольского патриархата антиминсы - право осуществлять церковные обряды в качестве клириков Константинопольской церкви. Раскольники добились своего - закрепили присутствие в Новоафонском монастыре с перспективой стать архиереями. Теперь в Абхазии могут действовать священнослужители Абхазской, грекоязычных Константинопольской и Элладской церквей. Для какой из них теперь требуют автокефалии?
В безусловном выигрыше оказался и патриарх Варфоломей. Церковный раскол в Абхазии усиливает его влияние на абхазских клириков. А в дальнейшем ведёт к расколу абхазского общества и усилению антироссийских настроений. Это то, о чём ещё недавно противники независимости Абхазии с Запада, которых и представляет Варфоломей, могли лишь мечтать. Неужели этого с самого начала не понимали власти Абхазии? Или церковный скандал был призван лишь отвлечь внимание общества от настоящих проблем, но вышел из-под контроля? До тех пор, пока граждане Абхазии не поймут, к чему уже привела склока, опасность разрушения нашего государства изнутри, опасность потери суверенитета будет сохраняться.