Сегодня на Кубе должна пройти первая за всю историю встреча патриарха московского и папы римского. Судя по просочившейся в прессу информации, одна из важнейших тем для обсуждения — гонения на христиан. Смогут ли главы православной и католической церквей выработать реальные меры для решения этой проблемы, АиФ.ru рассказал публицист и политический консультант Анатолий Вассерман.
Наталья Кожина, АиФ.ru: Анатолий Александрович, как вы считаете, есть ли какая-то политическая подоплека у встречи патриарха и папы?
Анатолий Вассерман: В гаванском аэропорту встретятся представители качественно разных политических традиций. Понятно, что церковь не может полностью оставаться в стороне от политической деятельности, хотя бы потому, что в нее так или иначе вовлечена большая часть прихожан. Как отмечал Бисмарк: «Неучастие в политике не освобождает от ее последствий». Кроме того, нельзя забывать, что массовые гонения на христиан на Ближнем Востоке и в Западной Европе — явление, несомненно, политическое! В конечном счете это проявление одной и той же политики, нацеленной на разрушение общества, чтобы человек оставался один на один с заведомо превосходящими его силами, в частности, с транснациональными корпорациями, которые сейчас пытаются подорвать государство как систему, как механизм. Их задача — чтобы люди не имели никакой опоры, позволяющей им бороться против власти денег. Возможно, что кроме гонений на христиан на Ближнем Востоке, будут затронуты аналогичные гонения в Западной Европе, хотя, безусловно, они не так широко «разрекламированы» и обсуждаемы. Скорее всего, обоим патриархам придется выказать свое отношение к той политике, что породила эти гонения. Если не за три часа этой беседы, то когда-нибудь в дальнейшем это приведет к необходимости высказаться по множеству других аспектов современной политики. Я очень надеюсь, что они придут к какой-то согласованной позиции.
Читайте также: Почему глава РПЦ и папа римский решили встретиться на Кубе?
— Главная заявленная цель встречи в Гаване — выработать меры против сегодняшних гонений на христиан, но что реально могли бы сделать для этого патриарх и папа?
— Действиям самих террористов церковь напрямую, несомненно, помешать не может. Но она может одобрить какие-то формы деятельности светских властей, а какие-то наоборот покритиковать. Я бы хотел обратить внимание на гонения на христиан в Западной Европе. Замечу, что от них напрямую требуют отказаться от существенных частей их воззрений. Например, иудаизм, христианство и ислам резко отрицают допустимость гомосексуальных отношений. А людям велено считать их не только допустимыми, но и вполне равноправными с деятельностью, направленной на продолжение рода. Также от христиан требуют отказаться от ношения знаков принадлежности к церкви. Они якобы могут оскорбить представителей иных конфессий. Эти и многие другие ущемления интересов христиан в Западной Европе церковь не может пресечь, но может вполне однозначно указать, что относится к ним отрицательно и рекомендует своим приверженцам не поддерживать политиков, продвигающих подобное направление деятельности. Такие формы воздействия вполне возможны, и если в обществе значительная часть прислушивается к словам церкви, то эти слова превратятся в дела.
Читайте также: Исторический момент. Эксперт о встрече патриарха Кирилла и папы Римского
— Сможет ли эта встреча установить связь между православным и католическим миром?
— В какой-то мере эта связь установлена давно. Достаточно напомнить, что взаимное отлучение от церкви, провозглашенное в 1054 году послами римского патриарха в Константинополе и константинопольским патриархом, было отменено в 1965 году, после того как в 1964 римский и константинопольский патриархи встретились лично. Более того, большая часть авторитетных деятелей церкви с обеих сторон во все времена великого раскола полагали, что даже существующее между ветвями церкви вероисповедное различие, не говоря уже об обрядовых различиях, не препятствует спасению души на любом из этих путей. Хотя по сей день православным и католикам запрещено совместное проведение богослужений. Но так происходит больше в силу обрядовых различий, нежели в силу различий духовных.
Я не думаю, что в ближайшее время будут устранены все значимые с богословской точки зрения различия между этими ветвями церкви, но полагаю, что начнется работа, направленная на то, чтобы достичь соглашения о возможности совместных богослужений. Я не знаю, когда это произойдет, в конце концов, я атеист и в богословских тонкостях не ориентируюсь, но надеюсь, что такой результат будет достигнут в обозримом будущем.