Как правильно провести пост, что можно, а что нельзя православному человеку в этот период, как нужно встречать Рождество? На эти и другие вопросы, связанные с православными традициями, АиФ.ru согласился ответить настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексей Уминский.
«АиФ.ru»: Отец Алексей, почему перед Рождеством Христовым принято поститься?
А.У. : — Исторически пост перед Рождеством Христовым возник достаточно поздно в истории христианской церкви, потому что сама дата Рождества является условной. Нигде в Евангелии, ни в каких документах исторических не сказано время, точная дата, когда родился Христос. Эта дата была выбрана специально для того, чтобы в Римской Империи сместить акцент с языческого праздника зимнего солнцестояния на что-то иное. Рождество стало вторым праздником после Пасхи, а Пасха всегда была тем днем, который праздновали христиане все вместе. Так как праздник Пасхи является праздником не только воскресения Христова, но и его крестной смерти, его искупительной жертвы, то христиане посчитали необходимым перед празднованием Пасхи соблюдать строгий пост в память того, как сам Христос 40 дней постился в пустыне. Первый пост, который был установлен – это Великий пост перед Пасхой. Когда возникло празднование Рождества – второго великого праздника, такого же значительного для христиан, то логично было установить пост и духовную подготовку к празднованию Рождества.
Устав поста - идеал, но люди живут в разных условиях
«АиФ.ru»: - Действительно ли Рождественский пост не такой строгий, как другие? Дайте свои рекомендации тем, кто впервые приступает к посту, и не знает, как правильно его соблюдать.
А.У. : — Устав Великого или Успенского поста – это рекомендации, которые складывались достаточно давно, тысячу лет назад, и эти указания о строгости поста в течение истории церкви преобразовывались. Надо понять, что все эти уставы поста писались монахами для монастырей, исходя из тех условий жизни, в которых они существовали. Эти уставы стали некоей общей основой постящихся в течение веков. Так сложилось в традиции нашей церкви, что приближение к идеалу всегда очень поощрялось. Идеал – это сам устав, а устав дан для монастыря. Но люди, конечно, живут в разных условиях — не только климатических. Когда много овощей, оливок, продуктов питания, типичных для Средиземноморья, это одно, а вот для России это все по-другому. Поэтому пищевая проблема всегда перед нами стояла.
Что касается нас сегодняшних, Церковь во многом изменила свое отношение к обязательности и строгости поста людей, мы не можем все поститься одинаково. Монахи постятся по-своему, священники — по-своему, люди, живущие в городах, постятся по-своему, те, кто живет в деревне, могут поститься по-другому, те, кто перегружен работой, вообще не всегда имеют возможность серьезно поститься. Поэтому вопрос о том, как питаться, что есть этим постом, каждый выбирает для себя, исходя из общих рекомендаций этого поста. Рождественским постом позволительно есть рыбу. Кто-то считает, что рыбу можно есть в воскресные дни, кто-то считает, что рыбу можно есть в течение недели, кроме среды и пятницы, а кто-то по своей необходимости может вкушать рыбу и каждый день. Мы знаем, что этим постом, в отличие от Великого поста, вкушение рыбы благословляется.
«АиФ.ru»: - А почему рыбу можно есть, а молоко нельзя пить?
А.У. : - Не могу ответить на этот вопрос, сам всегда задумываюсь. Это придумали те люди, которые составляли устав тысячу лет назад для нас. По-разному постятся взрослые и дети, женщины и мужчины. Поэтому вопрос вкушения или не вкушения молочных продуктов, находится прежде всего на совести самого постящегося. Если ты действительно нуждаешься в молочных продуктах или тебе удобнее поститься с молочными продуктами, но от рыбы ты можешь отказаться, тогда ты Рождественским постом отказываешься от рыбы, но позволяешь себе молочные продукты. Так тоже, наверное, человек имеет право поступить, потому что пост, имея общие рекомендации для всех, все-таки для каждого человека всегда бывает совершенно индивидуальным. Это надо понять. Пост — это тоже пространство нашей свободы. Иногда кажется, что Церковь — это пространство несвободы, где ничего нельзя, где надо делать так, как написано. Это не так. Церковь — это пространство твоей духовной свободы, твоего духовного роста и твоего свободного отношения к самому себе.
Все мы немного волхвы
«АиФ.ru»: Можно ли поститься без исповеди и причащения, имеет ли это смысл?
А.У. : — Такой пост не имеет смысла. Пост не является диетой. Господь смотрит не на наш желудок, а на наше сердце. Мы себе отказываем в пище, в каких-то вкусовых удовольствиях, бурных развлечениях, ради чего мы это делаем? Что мы вкладываем в этот пост, в понятие поста? Когда мы готовимся к Рождеству, я все время вспоминаю стихи Иосифа Бродского, потому что мы «все немного волхвы» в этот момент, мы все, идущие поклониться Христу, который рождается ради нашего спасения; Бог, который приходит в мир совершенно беззащитным, открытым, всем доступным младенцем, приходит в мир, в котором места для него не находится – маленькая пещера для великого Бога, приходит в мир, который злобно начинает его из себя выталкивать, уничтожать. Мы уподобляемся этим Рождественским постом этим самым волхвам и тем самым пастухам, простым людям, которые встречают своего Бога. Что же ты должен сделать, какой должен пройти путь, с какой душой ты должен подойти к этой пещере и поклониться Христу, с какими дарами?
Ведь волхвы приходят с дарами. Что ты можешь подарить? Что ты от себя дашь? И здесь, конечно, кроме сердца нашего чистого и полного любви, Богу никакие дары не нужны. Поэтому все, что мы делаем Рождественским постом, когда отказываем себе в пище, когда пытаемся строго смотреть за своими мыслями, за своими помыслами, когда мы отказываемся от удовольствий, это все ради того, чтобы душа наша в этот момент настроилась подобно музыкальному инструменту. Ведь на самом деле человек очень похож на музыкальный инструмент внутри себя. Когда нам плохо, мы говорим, что расстроены. Когда нам хорошо, у нас внутри все поет, и мы сами начинаем почему-то петь. Мы музыкальные внутри, мы — настоящие инструменты, которые могут Богу песни воспевать. Для того, чтобы воспеть Богу эту прекрасную песню нашего сердца, надо, чтобы мы были настроены. Нужен некий камертон для настройки нашей души, и этот камертон — это молитвы, это покаяние, очищение себя, это серьезный глубокий взгляд на свое расстроенное сердце. Что там не так? Что там Богу мешает к нам прийти? Что мешает нам самим увидеть Бога в каждом человеке? И тут на первое место выходит покаяние. Физический пост в пище — это прежде всего подпорка для того, чтобы человек смог стать серьезнее в этот момент, стать построже к себе, посмотреть на себя, увидеть себя, не испугаться своих грехов, не отвернуться от себя и сказать: «Да, я такой, но хочу стать другим, я хочу как-то себя изменить».
«АиФ.ru»: Каким категориям людей разрешено не поститься? И бывает ли, что священники сами рекомендуют кому-то из верующих воздержаться от поста?
А.У. : — Я недавно рекомендовал одной своей прихожанке воздержаться от поста, потому что, кроме того, что она сама — кожа да кости, еще и физически очень больна. Невозможно рекомендовать пост беременным женщинам. То же самое касается детей. Многие родители из семей, которые недавно стали верующими, которые только-только пришли в церковь, считают, что чем строже, тем лучше, и заставляют маленьких детей соблюдать строгий пост. Ни в коем случае этого делать нельзя. Для детей тоже должен быть пост, понятный для них пост, маленький пост. Пост маленького ребенка заключается в том, что сам ребенок для себя может решить, что, например, я не буду есть конфет. Представляете, если ребенок готов на такой подвиг во время поста. Это же великий подвиг. Ребенок отказался от удовольствия ради Христа.
Рождество – это встреча с Богом
«АиФ.ru»: Отец Алексей, как правильно встречать Рождество? Что должно быть на столе? И как можно питаться в Сочельник? Если на Пасху у нас есть традиционные куличи и крашеные яйца, то есть ли такие же национальные кулинарные обычаи, связанные с Рождеством?
А.У. : — Что касается поста перед Рождеством, то действительно, со второго января наступает такой же строгий пост, как и Великий пост. Там уже исключается и рыба, и молочные продукты. Но наиболее строгий день – это день Сочельника. В уставе написано, что в этот день многие не вкушают до вечера вообще ничего. На Сочельник службы проходила вечером, и люди, ожидавшие Рождество, ждали этого вечера, до первой звезды — они ничего не вкушали. И уже после первой звезды, перед службой они вкушали сочево, то есть кашу пшеничную или любую другую из злаков, сваренную с медом, строгую пищу, но предвкушающую сладость праздника. С одной стороны, пища постная, с другой стороны, сладкая, говорящая о том, что ты уже предвкушаешь сладость радости от пришествия Христова. Встречать Рождество, для нас, людей, не знающих традиций, это значит сесть за стол. А вообще встречать Рождество – это значит прийти в храм на рождественскую службу. В последнее время рождественская служба совершается в Москве несколько раз. Первый раз ночью, потом, как ранняя литургия, в 7 часов утра и поздняя литургия в 10 утра. Можно прийти на одну из этих служб. Самое главное для нас — встреча с Богом происходит в храме во время литургии, во время таинства причащения, а потом уже те, кто этот пост пережили как свой путь к Христу, как путешествие с этими волхвами, какая особенная радость сесть за дружеский стол и разговеться. Уже наступают Святки, на стол приносится мясо, в Западной Европе это традиционный рождественский гусь. Сейчас и у нас стали украшать стол запеченным гусем. К нам это пришло из Украины и это уже для нас традиционно.
«АиФ.ru»: Почему в Рождество служат в белых одеждах? Что это означает?
А.У. : — Рождество служат и в белых одеждах, и в золотых облачениях. И тот, и другой цвет — цвет праздника, посвященного Христу. Все праздники, посвященные Христу, такие как Преображение, Богоявление, служатся в белых одеждах, сияющих одеждах преображенного Спасителя, которые означают нетварный свет, свет его божественной благодати, свет чистоты и целомудрия, свет его пронизывающей любви, которая нас касается. Поэтому это облачение чистое, белое, светлое, безгрешное. Также как и цвет золота – цвет солнца.
«АиФ.ru»: В Европе на Рождество многие строят перед домами «вертепы», что они символизируют и не будет ли богохульством построить вертеп дома или во дворе?
А.У. : — Это замечательная западная традиция. Такие вертепы устраивались не только на Западе, а также на Украине, в Молдавии. Эта традиция приходит и к нам. Вертепы иногда устраиваются в православных храмах, а сейчас уже перед храмами. Я видел прекрасно сделанный вертеп несколько лет назад в Донском монастыре. Если традиция устройства прекрасных вертепов, которые изображают сцену самого Рождества, приживется, это будет прекрасно.
Пост – время добра
«АиФ.ru»: Что символизирует звезда на елке и почему в Америке есть рождественский олень, а у нас нет?
А.У. : — История с рождественским оленем больше характерна для Финляндии и других северных стран. Смешиваются несколько традиций. У нас есть Дед Мороз — персонаж сказочный и пришедший к нам из язычества. А на Западе есть Санта-Клаус. Ни тот, ни другой отношения к Рождеству не имеют, но Санта-Клаус хоть какое-то имеет, потому что это святой Николай, наш святитель Никола Чудотворец, которого в Европе наградили всеми признаками Деда Мороза, потому что святитель Николай был очень добрый. Рождественский олень может не иметь никакого отношения к Рождеству, скорее к сказкам про Деда Мороза и Санта-Клауса.
Рождественская звезда означает Вифлеемскую звезду, которая встала над пещерой, где родился Спаситель, указывая путь волхвам, которые приносили дары.
«АиФ.ru»: Что бы вы хотели сказать людям, вступающим в Рождественский пост?
А.У. : — Начало поста — это начало нашего духовного пути. Я хочу пожелать тем, кто вступает на этот путь в первый раз, не бояться и если у вас что-то не получилось, не опускайте руки, если в какой-то момент вашего поста вы что-то нарушили или что-то случилось и вы перестали поститься, не надо отчаиваться, ничего страшного, начните этот пост еще раз и дойдите до Рождества с чистым сердцем, доброй душой и с добрыми делами, потому что не так важен Богу наш внешний пост, сколько наши добрые дела. Когда мы постимся телесно, когда мы постимся молитвенно, мы обязательно должны думать о том, как послужить нашему ближнему.