Недавно по православным храмам столицы был разослан циркуляр с просьбой навести порядок в ассортименте книг, распространяющихся в церковных лавках. Но почему в храмах вообще ведётся торговля? Об этом и многом другом мы поговорили с приходским священником Валерием Степановым, иереем церкви Мартина Исповедника в Алексеевской Новой слободе. В этом храме, кстати, вы не увидите ценников: прихожане просто вносят пожертвования в обмен на то, что приобретают.
Дмитрий Писаренко, «СтоЛИЧНОСТЬ»: Отец Валерий, многие говорят: «Христос изгонял торговцев из храма, а у нас в любой церкви, даже в часовне, есть лавка, где продают книги, иконы, атрибутику. Как же так?»
Валерий Степанов: Христос изгонял торгующих из конкретного храма - Иерусалимского. Надо понимать, что он представлял собой в то время. Это был комплекс зданий, где располагалось много чего, в том числе при храме продавали животных, которых священники потом приносили в жертву. Постепенно к этим торговцам присоединились другие: сначала те, кто занимался обменом денег, потом те, кто проводил, как сказали бы сейчас, банковские операции, потом - продавцы одежды и сувениров. Таким образом, на паперти храма возник рынок. И Христос говорил, что из храма должен быть изгнан дух торговли, не свойственный этому месту, потому что этот дух никак не соответствует мыслям о Боге. Но как можно сравнивать тот Иерусалимский храм с нашими православными, где в небольших киосках продают свечки, крестики, духовную литературу, которая, наоборот, говорит нам о Боге? Тут не стоит проводить прямые аналогии.
- Но ценники-то стоят! И прейскуранты в храмах, бывает, висят: такая-то свечка - 20 рублей, такая-то - 30, записка - 50.
- Подождите, не переносите на храм свои стереотипы. Ценников у нас нет, есть рекомендованные суммы пожертвований. Никто из вас деньги не вытягивает. Наоборот, если вы придёте в храм и скажете, что у вас пустой кошелёк, вам и свечку бесплатно дадут, и записку примут. С другой стороны, мы тоже надеемся на понимание тех, кто заходит к нам. Храмы в разные времена и в самых разных странах содержались одинаково - на пожертвования. И если человек хочет получить красивый альбом или хорошо написанную икону в серебряном окладе, пусть он хотя бы её себестоимость пожертвует.
Вообще, я считаю, что в храмах должно быть только самое необходимое - Священное Писание, молитвословы, крестики, свечи. А религиозную литературу лучше покупать в специальных книжных магазинах. Там есть консультанты, которые дадут вам совет, подскажут. То же касается икон - есть магазины церковной утвари.
- И всё же существует ли какой-то документ, регламентирующий, что может находиться в церковной лавке, а что нет? Кто за этим следит?
- Документов, регламентирующих торговлю в храме, сегодня нет, но есть рекомендации. Обычно настоятель храма определяет это сам. Что касается литературы, Святейший Патриарх не раз говорил о том, что книги должны проходить экспертизу в специально созданной коллегии при Издательском совете. В распространённом циркуляре речь шла как раз об этом.
- А вообще хватает ли православной литературы просветительского характера, причём написанной понятным языком?
- Нет, хорошей современной литературы не хватает. За последние 10-15 лет состав наших прихожан претерпел значительные изменения. Пожилых людей остаётся всё меньше и меньше. Больше стало молодёжи, много студентов, интеллигенции. Это отрадно, мне с ними приятно общаться. Но очень важно говорить с ними на понятном им языке.
Ещё одно наблюдение: в моей практике стало всё больше попадаться записок с именами, странно звучащими для нашего слуха. То есть с неправославными именами. Бывает, что люди заходят в храм, говорят: «Знаете, мы мусульмане. Можем ли мы тут у вас помолиться?» Или: «Можете ли вы помолиться за мою маму, которая болеет?» Для таких людей, попавших в православный храм, конечно, тоже нужна особая литература.
Кстати, по сложившейся традиции, за богослужением в храме неправославные имена священник поминать не должен. Но после службы он может помолиться об этих людях, об их нуждах.
- Не секрет, что многие москвичи (не мусульмане, а воспитанные в христианской традиции, относящие себя к православным) порой боятся зайти в храм. Что Церковь требует от человека, который хочет воцерковиться? К чему он должен быть готов?
- Мы требуем (а скорее всё-таки просим) от людей благоговения, внутренней культуры. Сколько раз бывало, что во время литургии, в самый важный момент богослужения, когда люди стоят на коленях и молятся, какая-нибудь барышня продирается, буквально перешагивая через верующих, к дальней иконе, чтобы поставить свечки. Поворачивается спиной к алтарю да ещё по телефону при этом говорит!
Второе - не бойтесь подходить к священнику, чтобы задать вопросы. Мы специально отводим часть своего времени на общение с теми, кто делает в храме первые шаги.
В храме, как в хорошей библиотеке, накоплен опыт десятков и сотен тысяч людей, которые в прежние годы и столетия здесь молились. Это место, где сохранён опыт наших предков. Поэтому для новичка важно приходить в храм с таким настроем, будто он пришёл сюда учиться. Ну и, конечно, мы ожидаем доверия и любви ко Христу. Просто верить в Бога, не отрицать его существования недостаточно. Апостол Иаков в своём послании пишет: «И бесы веруют, и трепещут». Понимаете? Бесы тоже веруют! Но мы-то веруем по-другому, активно веруем.
- Самой Церкви, на ваш взгляд, что нужно делать для привлечения большего числа прихожан?
- Думаю, Церкви прежде всего нужно быть правдивой. Всегда и во всём. Максимально говорить правду, свидетельствовать о ней. Не гнаться за внешним, а просто честно делать своё дело. И это главное, чем мы можем привлечь к себе людей.
СтоЛИЧНОСТЬ №18 (48), 26 ноября 2013
Издается ЗАО «Аргументы и Факты»