- Я против войны Церкви с кем бы то ни было. Религиозные войны закончились много веков назад, и эта история не должна повториться. Вера - личное дело каждого. Кричать на площадях о своей приверженности той или иной религии - это как минимум дурной тон. А как максимум - мракобесие.
Особых нападок на Церковь я, честно говоря, не вижу. Поступок девушек из Pussy Riot - это была скорее политическая, антипутинская, а не антиправославная акция. Да, там досталось и патриарху Кириллу. Но патриарх и Церковь - это всё-таки нетождественные понятия. Кто бы ни возглавлял РПЦ, он не наместник Бога на земле, а человек, у которого могут быть недостатки.
Увы, истерия после дела Pussy Riot нарастает: кто-то начал пилить кресты, кто-то рисует надписи на стенах храмов. Но это не повод для ответного ожесточения. Когда человек тяжело заболевает, ему говорят: не злись на судьбу, отпусти ситуацию, с миром в душе тебе будет легче. Мстительность, озлобленность только во вред самому пострадавшему. Принцип «око за око» - ветхозаветный, но мы-то уже две тысячи лет живём после Рождества Христова! А сущность христианства - любовь, милосердие и прощение. Прочитав Евангелие, вы понимаете, что от прощения легче становится прежде всего самому простившему.
Но мы ведь не много знаем о том, что на самом деле происходит в Церкви. Ведь РПЦ - это не только её иерархи, это множество добрых, верных священников и их прихожан. Они ежедневно делают добрые дела: утешают страждущих, помогают нуждающимся, занимаются благотворительностью. У меня много знакомых, искренне верующих, ходящих к причастию, - им совсем не присуща воинственность. И они осуждают ту агрессию, которую мы наблюдаем, - просто боятся об этом говорить.
Православная церковь должна стать местом, куда человеку хочется пойти, даже если он принадлежит другой конфессии. Почему бы, например, католику не побыть рядом с православным в великий православный праздник? Не берусь судить, может ли РПЦ упростить свои обряды, разрешить сидеть в храмах, вести службы на понятном русском языке… Но хочется, чтобы в целом она стала более открытой и более современной, а не тянула общество назад, в Средневековье. Но пока, увы, голос консерваторов в Церкви звучит громче. Протоиерей Всеволод Чаплин, например, говорил мне, что для него идеалом государства является Иран. Многие ли из нас хотели бы жить в таком государстве?
И ещё, для меня очевидно, что руководству Церкви не следует так тесно дружить с властью. Власть сегодня одна, завтра - другая, а вера существует уже две тысячи лет. Надо знать своё место - сбоку и выше светского начальства...
Хотелось бы, чтобы православные не делили мир на своих и чужих. Мы все - и верующие, и неверующие - граждане одной страны, нам тут вместе жить и умирать, растить детей и внуков. И делать это лучше в любви, согласии и совместном труде.