Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провёл встречу со студентами высших учебных заведений Санкт-Петербурга, учащимися духовных школ, членами молодежных организаций.
- Если в какой-то самый ответственный момент жизни, когда будет решаться ваша судьба, когда перед вами будет стоять страшная по своей значимости дилемма — поступить так или иначе, — вы, вспомнив мои слова, поступите правильно, это будет величайшей наградой мне, и не только мне, а всем тем, от имени которых я буду сегодня говорить, а я буду говорить от имени многих, - начал свою речь патриарх.
Он рассказал, что с Петербургом связана лучшая часть его жизни.
- Я был таким, как вы — студентом, школьником, я здесь учился. Это мой родной город, родные улицы, родные силуэты домов, и поэтому, когда приезжаю сюда, я чувствую, что приехал домой, - продолжил он. - Я радуюсь тому, что именно в Санкт-Петербурге, своем родном городе, я впервые выступаю перед столь большой молодежной аудиторией.
Затем он обратился к собравшимся с рядом риторических вопросов:
- Что является самым главным для человека? К чему устремляются наши помыслы? К чему устремляется и на чем фокусируется наша жизненная энергия? Ответ на эти вопросы чрезвычайно важен, - подчеркнул он. - Конечно, существует много разных ответов на вопрос о том, что есть главное в жизни.
Патриарх подчеркнул, что если свести к некоему общему знаменателю все частные выборы в пользу того или иного «главного в жизни», то это понятие можно описать одним простым человеческим словом: счастье.
- Если вы спросите человека: «Что вы хотите в жизни?» - один вам ответит: «Я хочу стать министром». А другой скажет: «А я хочу выйти замуж», - или: «Жениться, иметь большую семью». Третий сообщит: «А я хочу быть богатым процветающим человеком». Ответов может быть множество, но если привести их к общему знаменателю, то ответ один: «Я хочу быть счастливым».
Предстоятель РПЦ отметил, что ему приходится часто встречаться с пожилыми людьми.
- Бывало так, что я как священник напутствовал умирающих, - вспомнил он. - Я имел возможность говорить с людьми, которые прожили уже всю свою жизнь, и должен вам сказать, что очень часто человек, приближаясь к концу жизни, не чувствует себя счастливым: жизнь прошла, а самая главная цель не достигнута. Поэтому я хотел бы сегодня поговорить с вами о счастье.
Патриарх Кирилл рассказал о своей встрече с американским священником и борцом за гражданские права Мартином Лютером Кингом. Беседа состоялась в 1968 году, и тогда священник рассказал будущему патриарху РПЦ о своей мечте.
- Он не был мечтателем, - продолжил патриарх. - Он был блестящим политиком, оратором, христианским пастором. Но у него была мечта, и эта мечта привела к совершенно конкретным свершениям. Я думаю, что счастье, о котором мы с вами рассуждаем сегодня, есть то, что возникает в сознании человека как, может быть, некая иллюзия, как мечта. Но одни эту мечту осуществляют, а другие — нет. Более того, считая, что возникшая мечта есть реальный образ человеческого счастья, люди, достигнув того, о чем мечтали, вдруг, к удивлению своему, сознают, что они очень далеки от подлинного счастья.
Патриарх призвал собравшихся подумать, как каждый представляет себе человеческое счастье.
- Это благополучие, это здоровье, это хорошая семья, это материальный достаток, это хорошая работа, это образование, - перечислял предстоятель РПЦ. - Из всех этих параметров и складывается некий образ счастливой жизни. И это правильное представление о счастье — счастье действительно определяется многими факторами.
В реальной жизни человек начинает свой жизненный путь, в молодости у него, как и у Мартина Лютера Кинга, есть мечта — своя собственная мечта, связанная с профессиональной, общественной деятельностью, с семейной жизнью, с личным успехом, - продолжил патриарх Кирилл. - А потом вдруг в какой-то момент оказывается, что эту мечту невозможно реализовать, и происходит изменение вектора жизни, мечта распадается, идеалы разрушаются, и человек становится совсем другим — в нем развивается цинизм и недоверие к жизни, он подвергает самой разрушительной внутренней критике свою мечту, называя ее чем-то наивным, нереалистичным.
Предстоятель заключил, что высокие идеалы, которые чаще всего связываются с юношеской мечтой и «вплетаются в понимание молодым человеком счастья, с течением лет подвергаются осмеянию и забвению, и можно слышать: ну какими же мы были дураками! Во что мы верили!»
- Вы помните, конечно, замечательный роман французского писателя-фантаста Жюля Верна, в котором речь идет о том, как люди путешествуют из одной части света в другую; вы помните, как сильно их путешествие зависит от такого технического приспособления, как компас, - сказал патриарх. - Если на компас ничто не воздействует, то движение осуществляется в правильном направлении, но если на компас оказать воздействие со стороны, то стрелка его отклоняется, и происходит нечто очень опасное: корабль сбивается с курса.
По словам святейшего владыки, каждый человек «устремляется к своему счастью, но есть много сторонних сил, которые воздействуют на человеческое сознание и меняют направление движения».
- Подобно компасу, этот чувствительный инструмент начинает терять верную ориентацию, и стрелка вдруг показывает совсем в другую сторону, - сказал он. - И человек, у которого была мечта, который в детстве и юношестве эту мечту формировал, лелеял и желал ее достичь, вдруг сворачивает с пути, потому что компас показывает в другую сторону и нужно следовать туда, куда не хотелось идти. И ведь не разглядеть сразу, что явилось причиной этой подмены, и почему изменился курс! А курс меняется потому, что на человеческую личность оказывается колоссальное воздействие внешних сил, и оно часто выбивает человека из колеи.
Патриарх подчеркнул, что сегодня мы живем в условиях, когда на нас особенно сильно воздействует среда: через средства массовой информации, через стереотипы жизни, через моду.
- С одной стороны, человек становится все более и более свободным; с другой стороны, он делается все более и более детерминированным в своем поведении, и происходит это так, что мы просто не замечаем этих решающих для своей жизни воздействий со стороны внешней среды, - сказал он.
При этом предстоятель РПЦ подчеркнул, что идеалы молодости — «наиболее правдивые, чистые и светлые».
- Как же сохранить мечту, как сохранить идеалы, которые в молодости особенно ярки? – обратился он к аудитории. - Очень важно понимать, что является тем компасом, который указывает правильный путь. Имеет ли вообще человечество такой компас, который указывает направление к счастью? Позвольте мне сказать: человечество имеет такой компас, и он не является результатом приобретенных знаний или воздействия среды. Он является онтологической частью нашей человеческой природы — Бог, сотворив человека, пожелал этот компас вложить в его природу.
Этим компасом, по словам патриарха, является врожденное нравственное чувство.
- Сегодня особое время, когда человек сам определяет в полной мере свою судьбу, - сказал он. - Но, с другой стороны, сегодня и очень опасное время, потому что информационное пространство наполняется различными идеями, философскими концепциями и просто жизненными взглядами и убеждениями; и для того, чтобы не потеряться в этом информационном потоке, мы должны сохранять и воспитывать в себе единственный объективный критерий, который существует вне времени и вне пространства, который один и тот же в России и в Папуа - Новой Гвинее — нравственный критерий. Конечно, каждый из вас знает, что существуют культурные различия между людьми — различия в обычаях, в обрядах, но фундаментальные нравственные ценности человечества едины для всех.
По словам предстоятеля РПЦ, чтобы сохранить в себе нравственные силы, «очень важно воспитывать свой ум».
- Образование есть образование ума, воли и чувств. На первом месте — ум, потому что сознание, если оно неправильно сформировано и воспитано, может разрушать нравственное чувство. Поэтому жизненно важно иметь подлинное образование, - сказал он.
Кроме того, по словам патриарха, большую роль в формировании образа играет вера.
- Некоторые говорят, что можно быть человеком добрым и нравственным и при этом не быть верующим, - отметил он. - Это действительно так: есть люди и добрые, и нравственные, и при этом не религиозные. И ответ на вопрос, почему так происходит, — в том, что Бог в наше сердце, в нашу природу заложил нравственный закон, и если мы не повреждаем этой природы, то живем в соответствии с Его законом, даже если и не очень много знаем о Боге.
Патриарх подчеркнул, что для некоторых внешнее благополучие является непременным условием счастья.
- Зарплата, машина, квартира — деньги, деньги, деньги… Да, материальный фактор имеет отношение к полноте человеческой жизни, и было бы большим искушением, соблазном и неправдой утверждать иное. Некоторые, к сожалению, очень ригористически и негативно оценивают роль материального фактора, - сказал он. - Однако не следует его так оценивать: материальный фактор — важная составляющая человеческого благополучия. Но что происходит, когда он становится основной составляющей? А происходит вот что: стал человек хорошо жить, купил одно, другое, третье; обзавелся машиной, домом, а потом осмотрелся — и оказывается, что коллеги живут лучше — и дом лучше, и машина лучше, а у руководителя — собственный самолет, да еще не один дом за границей! И вдруг тот самый дом, который был таким желанным, первая машина, которая казалась пределом счастья, становятся вовсе не такими желанными… И если нет внутреннего нравственного регулятора этого процесса, он бесконечен.
Предстоятель РПЦ подчеркнул, что потребление может быть бесконечным, и тогда оно перестает приносить удовлетворение.
- Я однажды спросил очень богатого человека, у которого есть все, включая и машины, и самолеты, и яхты, и дома за границей: «А Вы бываете счастливы, довольны, когда что-то приобретаете?» Он так снисходительно улыбнулся и сказал: «Да; в тот момент, когда чек подписываю». Нет радости — все человек имеет, а радости от этого внешнего фактора уже не испытывает.
В завершение своего выступления патриарх сказал, что у него, как у Мартина Лютера Кинга, есть мечта.
- Моя мечта о том, чтобы вы и вся молодежь нашей страны, и весь народ наш, никогда не дали никому возможности изменить тот курс, следуя которым, мы можем обрести счастье, - отметил он. - В историческом опыте нашей страны — увлечение безбожием, нравственным нигилизмом, и именно поэтому не была реализована мечта, к которой стремились наши прадеды, деды и отцы, ведь они строили процветающее общество без Бога. Дай Бог, чтобы Отечество наше, народ наш на основании своего исторического опыта сумел сохранить и укрепить свою верность тому единственно правильному курсу на человеческое счастье, который коренится в нашей человеческой природе, ибо сам Бог вложил в нас это.
В финале речи предстоятель РПЦ пожелал собравшимся мудрости, силы духа, способности защищать свое сознание от тех влияний, которые могут изменить правильное течение жизни.
- Одновременно желаю вам осуществить мечту — каждому свою, - сказал он. - И дай Бог, чтобы эти мечты были светлыми и чистыми, чтобы они соответствовали тем высоким нравственным идеалам, которые только и способны дать человеку подлинное счастье. Будьте счастливы и Богом хранимы!