О субкультурах
Субкультуры — части общественной культуры, отличающиеся от преобладающей, массовой. Они базируются на ценностях и интересах, определяющих специфическое мировоззрение, которое, в свою очередь, определяет порядки и правила жизни относительно небольшой группы людей. В более узком смысле этот термин означает социальные группы людей — носителей субкультуры.
Субкультуры могут различаться по возрасту, национальности, социальной принадлежности, полу и т.д. Основами субкультур являются музыкальные стили (тот же рок), различные философии, политические взгляды, своеобразные взгляды на сексуальные отношения и т.д. Субкультуры часто возникают как оппозиция к ценностям массовой культуры. Представители субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством отличного от всех стиля одежды или поведения, специфических символов, определенных мест собрания.
Говоря проще, наряду с музыкальными предпочтениями и специфическими увлечениями (прыжки с отвесных скал с парашютом, езда на мотоциклах), представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны (или стран), моральные ценности и так далее.
Чаще всего, говоря о субкультурах, подразумевают наиболее яркие из них - молодежные движения, связанные, к примеру, с определенными жанрами музыки. Условия жизни в городах создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, по отношению к которым можно даже говорить о некоем коллективном сознании, коллективной ответственности и коллективных понятиях о социально-культурных ценностях. Молодежные субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий перед желающими все оттенки жизни - начиная от депрессивных и мрачных и заканчивая светлой радостью и полнотой жизни.
В основе молодежных субкультур лежат свойственные молодости поиск своего места в жизни, стремление познать себя и свои возможности, разрыв тех семейных и социальных связей, что сформировались в детстве, желание выделиться из толпы, найти единомышленников, пусть и не совсем стандартными способами, желание быть понятым и принятым без каких-либо условий и требований.
Православие - субкультура?
Является ли Православие субкультурой? Ответ зависит от двух исходных посылов. Что считать субкультурой и что - Православием? Если смотреть отвлеченно и субкультуру понимать в широком социальном смысле, как часть общественной культуры, а Православие рассматривать как социальное и культурное явление, то вполне можно сказать, что в современном российском обществе Православие - одна из субкультур. Собственно, многие так и говорят. И в этом есть своя правда.
Я уверен, что для очень многих простых людей быть православным - это значит принадлежать к достаточно небольшой, хорошо идентифицируемой группе, имеющей обязательные мировоззренческие ориентиры, специфический язык и стандарты поведения. Более того, по отношению к массовой культуре и распространенным общественным ценностям Православие воспринимается как протестное явление. Уверен, что при опросе людей с улицы мало кто назовет Православие субкультурой, но предложенные характеристики и оценки будут говорить именно о таком понимании.
С внутренней же, содержательной точки зрения мы не можем говорить о Православии как о субкультуре. Во-первых, как ни крути, Православие - традиционная для России культурообразующая религия. Православие - это христианство, проявившее себя через культуру и тем повлиявшее на развитие многих местных культур, в том числе и русской. Во-вторых, несмотря на то, что Православие - это сложное религиозно-культурное явление, оно прежде всего именно христианство, которое трудно отождествить не только с какой-либо субкультурой, но и культурой вообще, в силу его универсальности и внекультурности, точнее даже надкультурности.
Достаточно обратиться к Евангелию и посланиям апостольским - и станет понятно, что определяющими для христианства являются пример и заветы Христа, а не какие-либо культурные особенности. Достаточно обратиться к истории - и мы увидим, что христианство, выйдя из иудейского мира, прижилось в таких разных и не имеющих ничего общего культурах, как, к примеру, древнесирийская и славянская.
О видах православной миссии
На данном этапе русское Православие опробовало три вида миссии. На практике, конечно, очень многое зависит от конкретных миссионеров, от их понимания Православия, а также от той аудитории, к которой они обращаются. И все же...
Первый вид - свидетельство о Православии прежде всего как христианстве, как благой вести о Христе Спасителе. Это буквальное подражание апостолам, по крайней мере тому, что мы о них знаем из Священного Писания. Этот путь универсален, он прост технически, если можно так выразиться. Нет побочных тем и ценностей, хотя это не означает, что они не нужны. В данном случае разговор идет именно о Христе и Его заповедях. Восприятие Православия как христианства возможно любой национальностью, в любом возрасте, социальном положении. Каждый может остаться тем, кто он есть, если старается соблюдать нравственные и религиозные заповеди Христа, к примеру, оставаться приверженцем какого-то политического строя или его противником, сторонником научного знания или борцом с ним.
Но на самом деле этот путь миссии, может быть, самый трудный, ибо требует личного свидетельства, требует доказательства самой жизнью о том, что жизнь во Христе - это правда, полнота, любовь, мир, радость. По сути, это проповедь личным примером, это работа в малых группах, лицом к лицу, если можно так сказать. Тут нельзя рассчитывать на массовость и быстрый результат.
На практике это направление приживается с трудом, поскольку в нем видят некоторую ущемленность. За 2000 лет Православие стало очень сложным, а в представленном варианте «за бортом» «начальной» проповеди остается множество граней Православия, начиная от сложной философии богословских постулатов, продолжая сформировавшимся в Византии богослужением и заканчивая мельчайшими бытовыми обрядами. Конечно, это все не отвергается и так или иначе человек к этому приобщается, но отсутствие этого в проповеди уже смущает многих.
Второй вид проповеди - обращение к традиционной классической культуре и свидетельство о тесной связи ее с Православием. Вернее, это свидетельство, что именно Православие оказало решающее влияние на формирование русской культуры. На практике - это тот путь, по которому пошло становление школьного учебного курса «Основы православной кульутры».
Нужно понимать, что это не миссионерство в строгом смысле слова. Свидетельство о той роли, что сыграло христианство в русской истории и культуре – это, безусловно, просвещение, но это никак не приобщение к христианству как религии. Более того, сама форма тут во многом определяет содержание. Христу тут может быть уделено места не больше, чем вопросам государственного устройства, зодчества, музыки, живописи, семейной и общественной морали и т.д. Для школьной программы - это очень хорошо.
Этот путь технологически сложен, как с точки зрения определения тем и содержания, так и с точки зрения подготовки кадров и учебных пособий. Но он прост с точки зрения нравственной, с точки зрения личного примера. Эти аспекты перестают быть определяющими. С точки зрения массовости - это самое перспективное направление и оно сопоставимо разве что с работой в армии.
Думаю, по мере сил «Основы православной культуры» будут набирать обороты и входить в жизнь российской школы, но на данном этапе говорить о каком-либо серьезном развитии этой темы нельзя.
Почему Православие обратилось к субкультурам?
Третий род свидетельства - это и есть работа с субкультурами. Указанная выше схожесть, а для некоторых людей и тождество Православия с субкультурами, открывает двери миссионерам к тем, кто противопоставляет себя обществу, кому не чужда хоть какая-то философия, общинность, неприятие обыденности, попсовости. Если у представителей субкультуры нет кодифицированных безнравственных или антихристианских правил, то можно ожидать зарождения и даже развития диалога с Православием.
В России Православие оказалось близко представителям рока. Думаю, это потому, что в нашей стране еще в советские времена рок порой шел путем диссидентства, протеста, но не отвергающего все устои, а именно протеста социального и политического. Русский рок во многом формировался как культура слова, как попытка осмыслить бытие, задать себе и другим главные вопросы. Наиболее известные рокеры - это своего рода диссиденты. Правда, эта особенность, как впрочем, и уровень образования, у новоявленных рокеров почти отсутствует. Это видно по их интервью, где они не могут связать двух слов.
В данном случае православных миссионеров привлекает, видимо, массовость собраний, возможность быть услышанными и отсутствие тех трудностей, что встали на пути указанных выше миссий. Технологически тут все достаточно просто, поскольку такие цели как свидетельство о Христе и тем более о русской культуре не ставятся. Главное - пробудить доверие к Православию и обратить внимание масс на азы нравственности и культуры, создать благоприятную среду для последующего восприятия Слова Божия хотя бы некоторыми представителями субкульутр. Сделать это грамотно профессионально непросто, но все же вполне реально, о чем и говорит практика.
Что касается трудности нравственного свидетельства, обращения лицом у лицу, то у молодежи свои кумиры, и проповедник всегда будет восприниматься как дополнение к «первым лицам». Личная жизнь миссионера мало кого интересует, он - как комета, вбросившая некоторые идеи в конкретное молодежное сообщество в надежде, что они там приживутся.
Для меня открытым остается вопрос о православной проповеди среди многих субкультур. Дело это важное, но есть два сомнения. Во-первых, предполагаю, что дело ограничится рокерами и другими «диссидентами». Во многом это будет определяться личным интересом к Православию ведущих фигур, молодежных кумиров. Во-вторых, часто в субкультурах укоренено что-нибудь в принципе несовместимое с христианством, например внебрачные половые связи или вольное отношение к наркотикам или откровенные нелады с уголовным кодексом. И тут со всей остротой встанет выбор: или... или...