Не частники, а участники
«За последние 5 лет система пассажирского транспорта Москвы пережила поистине революционные изменения, - считает Андрей Метельский, зампредседателя Мосгордумы. - Москвичи поверили в то, что столичная власть в состоянии решить эту проблему технически. А реформа наземного городского транспорта, запущенная в этом году, позволит ещё 5 млн льготников бесплатно пользоваться городскими маршрутами, которые в прошлом обслуживались частными перевозчиками».
«Частникам» (самым крупным компаниям) передают 211 маршрутов в девяти округах Москвы. А если водитель поведёт себя некорректно, с точки зрения пассажира, рассказать об этом можно будет по единому телефону, который можно найти на сайте Департамента транспорта столицы.
«Сейчас владельцы коммерческих маршруток закупают новые микроавтобусы фирменного синего цвета московского транспорта. До июня 2016 г. оплата в них будет приниматься только наличными. К лету во всех таких маршрутках появятся валидаторы, с помощью которых пассажиры смогут оплачивать проезд любыми городскими билетами - «Единым», «Тройкой», «ТАТ», «90 минут» - и соцкартами», - подтвердил Норайр Блудян, исполнительный директор «Транспортной ассоциации московской агломерации».
«Самый простой вопрос: пассажир, купивший билет или имеющий социальную карту, не должен задумываться о том, кто его везёт, - считает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. - Перевозчики должны конкурировать между собой, но на тендере, а не на маршруте! Коренным образом меняется транспортная информационная среда - сегодня уже можно скачать в смартфон приложение и иметь информацию о том, где находится интересующий человека автобус или трамвай в реальном времени».
За рулём - москвич
Блинкин напомнил: в нашем городе дороги бороздят 4,5 млн автомобилей, а весь пассажирский транспорт - «лишь малые доли процента». Эти цифры он привёл для тех, кто пытается представить автобусы и другие «общественные машины» главным экологическим злом столицы. Кстати, только в этом году на улицы города выйдет около 2 тыс. новых автобусов, троллейбусов и трамваев. Все они будут «безбарьерными» и соответствовать классу экологической безопасности Евро-5.
Каждый день наземный общественный транспорт Москвы перевозит порядка 7,3 млн человек. За последние годы появилось больше 100 новых маршрутов. А по данным Евгения Ефремова, замначальника ГИБДД по городу, этот транспорт сегодня ещё и самый безопасный в городе: за 5 лет число ДТП по вине его водителей сократилось более чем на 82%.
«Сейчас в Москве 20 выделенных полос - это 230 км, - рассказывает Дмитрий Пронин, замруководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. - Они эффективны: скорость движения маршрутов увеличивается на 12-30%. Появляется предсказуемость перемещения людей. В планах - ещё не менее 100 км выделенных полос для общественного транспорта. «Выделенка» появится уже в этом году, после окончания реконструкции ул. Большая Черкизовская, на Рязанском проспекте, на шоссе Энтузиастов. Также мы введём выделенные полосы на пяти улицах в центре города». А Евгений Михайлов, гендиректор ГУП «Мосгортранс», привёл другие любопытные цифры: количество водителей из стран СНГ - это лишь 13%, остальные - москвичи. А обучат ещё две тысячи «новобранцев» - и возить пассажиров будут только местные.