Наши, но не совсем
В Госдуме предложили пересадить «добролётчиков» на отечественные лайнеры. Кстати, мексиканская бюджетная авиакомпания «Интерджет» летает на наших «сушках» - маленьких, 93-местных. Владимир Гутенёв, первый замглавы Комитета Госдумы по промышленности, в письме вице-премьеру Дмитрию Рогозину сообщает, что российский авиапром наращивает мощности: в 2014 г. выпустят около сорока «Сухой Суперджет 100», получен сертификат на новый среднемагистральный самолёт Ту-214СМ.
В ЗАО «Гражданские самолёты Сухого» «АиФ» рассказали, что на «Суперджет 100» со всего мира поступило 180 заказов. Но, во-первых, новый гражданский самолёт «Сухого» ближнемагистральный, летает на 3-4,5 тысячи км. Все «иномарки» им не заменишь. И, во-вторых, «Суперджет» лишь условно российский: его важнейшие детали делают иностранцы. И, значит, остановить его производство для европейских и американских «партнёров» легче лёгкого. А ведь этот самолёт сегодня главный российский лайнер из 36 отечественных машин, выпущенных в прошлом году, 26 - «Суперджет».
В целом прошлогодний выпуск гражданских самолётов эксперты называют лучшим за 20 лет: в 1995 г. в РФ собрали 22 самолёта, а в промежутке с 1996 по 2010 г. выпускали не более десятка машин в год. В 2014 г., по оценке Минпромторга, сделают аж полсотни.
Последние советские
«Илы», «тушки» и «аны», на которых держалась вся советская авиация, тоже продолжают выпускать, однако чаще всего для госорганизаций (Минобороны и МЧС). Авиакомпании, в том числе «Аэрофлот», предпочитают «боинги». Что, разумеется, совсем не радует отечественных производителей.
«Даже не хочу говорить об этом! - Генрих Новожилов, легендарный авиаконструктор, академик РАН, не может сдержать чувств. - Ещё в 2001 г. мы подготовили для президента доклад, где наши специалисты доказывают: наш Ил-96-300 ни в чём не уступает «боингу». Каждое своё выступление я заканчивал фразой: «Россия не может быть бескрылой - это угроза нашей транспортной безопасности! А теперь…»
Кстати, сам президент по-прежнему летает на Ил-96-300… Впрочем, рядовые сотрудники авиапрома авиаторов понимают. «96-й Ил сжигает в час 6,7 т керосина, Ту-214 - 3,7 т, а «боинг-737» - 2,4 т - вот в чём главная разница, - объясняет инженер ОАО «Туполев» Александр (его фамилию он попросил не называть). - Это президент может горючку не считать, но не перевозчики. Поэтому, пока доступны «боинги», «эйрбасы» и «бомбардье», на наши самолёты заказов не будет. Понять бы, чего хочет государство. Если импортозамещения, обеспечения транспортной безопасности - то у нас всё получится. А вот конкурировать на мировом рынке пока не сможем».
К «импортозамещению вне конкуренции» авиапромышленники прямо сейчас готовы. В ОАО «Ил» «АиФ» заверили, что могут на Самарском авиазаводе чуть ли не за год собрать 40 бортов Ил-114 из оставшихся с советского времени комплектов деталей, а потом развернуть в Самаре и Воронеже серийное производство «илов». Были бы деньги.
Есть ещё два перспективных проекта. Это ближне-среднемагистральный (5 тыс. км) самолёт МС-21. Первые три машины будут выпущены в 2015 г., а начало серийного выпуска планируется до 2020 года. Разработчики - ОКБ им. Яковлева и корпорация «Иркут» - обещают, что в машине будут преобладать отечественные комплектующие и мест станет гораздо больше, чем в «Суперджете», - 230. А в мае этого года Объединённая авиастроительная корпорация договорилась с китайской компанией СОМАС вместе создавать широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер. Здесь большие планы - самолёты планируют выпускать сотнями. Правда, только с 2020 г. И ещё вопрос: можно ли считать российским лайнер с китайским двигателем?