Как дальнобойщиков и таксистов будут проверять на усталость?
В Минтрансе предлагают контролировать состояние водителей грузовиков, автобусов и такси с помощью специальных приборов. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В министерстве планируют, что поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года.
Что это будут за приборы?
Засыпающих за рулем водителей будут контролировать с помощью систем, способных по зрачку или частоте пульса определять степень усталости человека. Это могут быть лазерные датчики, установленные в кабине, или браслет на руке.
Зачем хотят контролировать водителей?
Установка устройств, с одной стороны, снизит аварийность, как отмечают в Минтрансе, а с другой — позволит работнику законно находиться в рейсе более десяти часов в сутки, если система не фиксирует признаков усталости. Внедрение подобных систем, по оценкам ведомства, позволит государству сократить ежегодный ущерб от ДТП на 350-530 млрд руб. (сейчас он оценивается в 1,78 трлн руб.).
Сколько времени водитель может быть за рулем?
В рамках поправок Минтранс планирует прописать в ПДД возможность управлять транспортом более 10-12 часов при условии, что в кабине установлено «средство мониторинга работоспособности», подключенное к тахографу. Согласно действующим ПДД, водитель в течение суток может находиться за рулем суммарно не более десяти часов.
Как сказано в законопроекте, водитель обязан сделать перерыв в управлении транспортным средством в случае фиксации устройством предельных значений.
Продолжить движение он может только в том случае, если средство мониторинга работоспособности не фиксирует достижение им предельных значений параметров психофизиологического состояния водителя. Водитель, который проехал менее десяти часов и начал засыпать (это зафиксирует прибор), должен будет остановиться и отдохнуть.
Сколько будут стоить приборы?
По оценке Минтранса, новое оборудование обойдется перевозчику в 25-80 тыс. руб. В эту сумму входят стоимость и установка, а также обслуживание прибора на протяжении трех лет.
Где в России уже внедрили систему контроля усталости водителей?
В 2018 году Мосгортранс внедрил в 36 автобусах систему «Антисон». В ноябре 2019 года компания заключила контракт на закупку и установку системы на 8400 автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах.
В систему входит видеокамера с инфракрасной подсветкой и динамиком на приборной панели, которая по движениям 10 лицевых точек водителя, морганию или зеванию отслеживает, не заснул ли он. Если водитель отвернулся более чем на пять секунд или закрыл глаза более чем на две секунды, система дает предупредительный звук и включает световой индикатор.
Аналогичные системы также тестировали в рамках пилотных проектов в Татарстане, Белгородской, Московской и Калужской областях в 2020 году.
Ссылки: