От отмены электричек пострадали сотни тысяч человек. Старые железнодорожные составы для многих были последним звеном, соединяющим их со всей остальной частью страны. Именно поэтому президенту пришлось вмешаться в финансовые споры между регионами и РЖД. Но жителям тысяч сёл или деревень, где размыты дороги или разрушены мосты, приходится или самим решать свои проблемы, или уезжать...
781 руб. вместо 300
«Раньше проезд до Вологды стоил чуть больше 300 руб., теперь - 781 руб. За билет туда-обратно надо отдать 1562 руб. Разве это нормально? Откуда у людей такие деньги? - возмущается жительница Вожеги Надежда Степанова. - В результате электрички вернулись, но ходят пустые. А народ, рискуя жизнью, ездит в областной центр на автобусах (их организовали после отмены электричек). Дороги у нас скользкие, снега много, а скоро он ещё начнёт таять. Люди очень возмущены».
Аналогичная ситуация во всех регионах, в которые вернулись электрички. Чтобы доехать из с. Сбега Забайкалья до райцентра, надо теперь в 5 раз больше! «Раньше проезд на электричке стоил 200 руб., теперь - почти 1 тыс. руб. Нам не по карману», - говорят жители села. И думают: как теперь детей в школу отправлять, которая в 13 км? Даже если билет будет льготным, он стоит около 60 руб. Каждый день туда и обратно на одного ребёнка. А где же школьные автобусы? Их нет, потому что нет дорог. Сейчас местные власти перебирают пути решения проблемы: дороги чинить? Но ведь зима. Автобусы искать? Но ведь денег на них нет... А дети, которым надо в школу?
Мост - это жизнь!
Жители карельской деревни Юшкозеро сожалеют, что скандал вышел только из-за электричек. А мосты, которые соединяют их деревеньку на трёх островах? Если людей не тысячи, то и отрезать их можно, да?
Деревеньку эту называют местной Венецией. А навесные мосты, соединяющие «большую землю» с островами, - «мостами из открыток». Почему, рассказывает Тамара Коленова, местная жительница, учительница английского на пенсии.
- Мосту на наш остров уже стукнуло лет 40, когда я только выходила здесь замуж в 1993 г. Его никто не ремонтировал - в поселковом бюджете денег мизер, доски были гнилые, стоял он без перил… А у нас хорошие связи с финскими учителями, и несколько лет назад они предложили напечатать для нас открытки с видами Юшкозера. И вот пришла мне в голову идея: а не выручить ли за эти открытки нам средства на капитальный ремонт мостов? Привезли нам 2,5 тысячи открыток, мы раздали их хозяйкам постоялых дворов, где останавливаются туристы по пути на Соловки. Когда автобус останавливался у нашего моста, мы бросали всё: открытки в руки - и предлагали их купить всем путешественникам! Выручили за первое лето 90 000 руб. Нашли мастеров, ногами отмерили, сколько нужно материала, - чтобы не тратиться на смету, привезли длинные брёвна для стояков… Поменяли настил, положили перила! Можно сказать, отстроили всем селом мост заново! На следующее лето взялись за второй - финны к тому времени ещё 3 тысячи открыток напечатали. Потом подошёл черёд автомобильного моста: ведь он был разрушен, до ремонта два года по нему вообще не было движения, дров не могли подвезти, а сейчас по нему хоть бульдозер может проехать! Навалились всем Юшкозером, вышли на субботник и махом закончили автомобильный мост!
И вот когда я сейчас иду по нашим навесным мостам, то нет-нет да и подумаю: а что было бы, если бы мы сами, деревенские жители, тогда не взялись за восстановление? Ведь не было бы сейчас моста, он же не железный, столько не простоит! Я считаю: инициатива снизу - это, конечно, хорошо, но намного лучше, когда она идёт сверху».
В общем, не стала учительница говорить очевидные вещи: если эта местная власть не может людям жизнь достойную обеспечить, зачем её содержать? На эти деньги ох сколько мостов ещё бы построили...
Как исчезла Карда
10 лет назад мы, журналисты «АиФ», побывали в красивейшей деревне Карда Иркутской обл., расположенной на берегу Ангары. Ныне решили поинтересоваться, как поживают её жители. В районном центре «АиФ» ответили: «Такого населённого пункта больше нет на карте России».
«В 70-е Карда процветала, - с ностальгией вспоминает теперь уже бывший житель Карды Юрий Безруких. - Население - около 2 тысяч, много молодёжи, в школе 375 учеников. В деревне был даже свой аэропорт, летом регулярно ходили «Метеоры» по Ангаре, и даже начали строить капитальную автодорогу от районного центра. Но стройку остановили, дорогу размыло, и сейчас по ней невозможно проехать».
Когда закрыли местный леспромхоз, народ начал покидать Карду. Потом деревню начали постепенно «убирать»: ликвидировали аэропорт, школу, детсад, клуб, библиотеку, почту, отделение полиции. Десять лет назад отрубили электричество и телефонную связь, но 50 человек всё равно отказывались покидать родные места. «В конце концов, мы сдались, бросили дома. Сейчас в Карде остались только две семьи, - говорит Безруких. - Я живу в райцентре. Невыносимо тяжело было покидать родные места! Так можно все сёла в России «позакрывать», а потом схватиться за голову, да будет поздно».
Мнение эксперта
Без дотаций вагонов не будет
Дмитрий Журавлёв, гендиректор Института региональных проблем:
- Пора спасать умирающие города с населением 100 тыс. человек - чего уж говорить о сёлах и деревнях! Без господдержки они просто не выживут. В нашей стране очень дорогие пассажирские перевозки, при этом РЖД компенсирует их за счёт грузовых перевозок. Ведь почему случился транспортный коллапс? Потому что раньше электрички дотировались из федерального бюджета, а потом их отдали нищим региональным бюджетам. Сейчас дан приказ вернуть пригородные перевозки, а механизм компенсаций ещё не разработан. Вот и результат - подняли цену на проезд. Но при средней зарплате в 16-17 тыс. руб. билет на электричку в тысячу - это просто нереально! Чтобы посёлки и города не умерли, на пассажирские перевозки должны быть очень большие государственные дотации и нужен жёсткий контроль за их распределением со стороны федеральных властей и прокуратуры. Проверять надо и региональные власти, и местных транспортников. Иначе и дотации «проглотят», и цены на проезд взвинтят.